Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 9 минут
1467

Берлин, Минск, хутор. Что разрушили Бондарчук и Козаков на съёмках фильмов

Сюжет Наше старое кино
 «Война и мир» (1966−1967), «Покровские ворота», 1982.
«Война и мир» (1966−1967), «Покровские ворота», 1982. Коллаж АиФ

В кино часто показывают разрушение зданий — у Сергея Бондарчука в «Войне и мире», например, горела оставленная в 1812 году Москва, а Андрей Тарковский в «Андрее Рублеве» разрушил Успенский собор во Владимире. Но недаром говорят, что кино — это искусство обмана, поэтому оба режиссёра разрушали не настоящие здания, а искусно сделанные декорации. Но и реальные дома, хутора и крепости пускались в расход в погоне за достоверностью. Aif.ru собрал самые интересные истории.

Так, у Бондарчука в «Войне и мире» Москвой стали 11 домов и копия Сухаревской башни высотой 30 метров, выстроенные в Подмосковье, — их долго готовили к поджогу, а сам пожар снимали пять камер с разных ракурсов. Тарковский в «Андрее Рублеве» тоже обошёлся декорацией входа в собор и участком монастырской стены — но в натуральную величину. Рассказывали, что режиссёр заставлял декораторов несколько раз перекрашивать эту стену, чтобы добиться нужного оттенка белого цвета.

Но в каких фильмах разрушали всё имеющееся?

«Перекличка», 1965

«Перекличка» (1965).
«Перекличка» (1965). Кадр из фильма

Это необычный проект, который делался к 20-летию Победы киностудией «Таджикфильм». Сценаристом и режиссёром стал Даниил Храбровицкий (это был его режиссёрский дебют), в ролях были заняты актёры из Москвы — юные Никита Михалков и Евгений Стеблов (двумя годами раньше они снимались вместе в «Я шагаю по Москве»), Олег Стриженов, Татьяна Догилева, Марианна Вертинская, Василий Меркурьев. А натурные съёмки проходили вообще в Белоруссии — сцену, где советский танк Т-34 проламывает стену храма, снимали в небольшом белорусском местечке Зембин, расположенном в 70 км на северо-восток от Минска. Место выбрали не случайно — по Зембину война прокатилась дважды: в 1941-м — с запада на восток, а в 1944-м — с востока на запад, многое в этом городке было разрушено, в том числе и построенный в начале XX века храм Святого Архангела Михаила. В середине 1960-х о восстановлении служб в этом храме никто не думал, здание использовалось как склад, так что его выделили киношникам, которые подошли к делу основательно — предварительно подорвали одну из стен, потом сложили кирпичи заново, а затем в эту дыру въехал танк. Восстановление храма началось лишь 15 лет назад, сейчас в нём проводятся службы, и в его теперешнем облике ничего не напоминает не только о войне, но и о той киноистории.

«Освобождение», 1970

«Освобождение», 1970
«Освобождение», 1970. Кадр из фильма

Масштабная эпопея Юрия Озерова создавалась как ответ взгляду американских кинематографистов на Вторую мировую войну — и до сих пор остаётся одной из лучших картин о Великой Отечественной. В первых пяти фильмах, которые Озеров снимал в конце 1960-х и начале 1970-х, рассказывается о событиях 1943-45 годов, от битвы на Курской дуге до Берлинской операции. Этот размах потребовал огромных затрат — бюджет «Освобождения» лишь немногим уступал бюджету «Войны и мира», специально для фильма делали военную технику того времени, на съёмках были заняты тысячи статистов. Большинство сцен снимали, разумеется, в декорациях — даже для Прохоровки подыскали локацию под Киевом, потому что на месте реального сражения тогда ещё находили снаряды и мины. Но в двух случаях Озерову разрешили разрушить реальные здания.

В минской Немиге, в которой в 1968-м начался снос старой жилой застройки, снимали бои в Бобруйске летом 1944 года (показано в третьем фильме, «Направление главного удара»); там же снимали сцену входа танковой колонны Красной армии в освобожденный Минск. То же самое удалось сделать в Берлине, где как раз в то время затеяли снос аварийных сооружений в самом центре города, — так что Озеров получил возможность устроить съёмки со стрельбой и взрывами именно там, где разворачивалось действие пятой части («Последний штурм»).

«Они сражались за Родину», 1975

«Они сражались за Родину», 1975.
«Они сражались за Родину», 1975. Кадр из фильма

Михаил Шолохов позволил Сергею Бондарчуку снимать фильм по своей книге «Они сражались за Родину» с одним условием — съёмки должны проходить в тех местах, о которых рассказывается в этом произведении. Режиссер согласился — и выбрал хутор Мело-Логовский на берегу Дона. В нём тогда ещё жили люди — им выплатили компенсацию, помогли с переселением, а потом съёмочная группа привела старые дома в порядок, достроила декорации большого села... И именно там, у настоящих зданий, и снимали сцены боев — со взрывами, выстрелами и разрушениями. В характерную гору у этого хутора, например, врезается немецкий самолет, подбитый Лопахиным в исполнении Василия Шукшина («Ничего не скажешь, ловко ты его долбанул, Петр Федотович!»). После съёмок от хутора не осталось и следа; сейчас на его месте — турбаза.

«Двадцать дней без войны», 1976

«Двадцать дней без войны», 1976.
«Двадцать дней без войны», 1976. Кадр из фильма

Для режиссёра Алексея Германа-старшего фильм по повести Константина Симонова был шансом вернуться в профессию после запрета картины «Проверка на дорогах». Симонов смог договориться о привлечении молодого режиссёра, согласился на то, что роль Лопахина сыграет Юрий Никулин, — да и на многое другое, что предлагал Герман, тоже согласился.

Работа над фильмом велась широко — часть сцен была отснята в Ташкенте, а часть — в нескольких городах Калининградской области. Именно под Калининградом Герман нашёл нужный ему кусок старой стены — в разрушенном в войну замке Рагнит; эту стену подорвали ради 9-секундной сцены.

Позже в этом же замке снимали фильм «Солдат и слон» с Фрунзиком Мктрчяном, а в 1995-м Андрей Малюков превратил эти руины в Брестскую крепость для своего фильма «Я — русский солдат» по повести Бориса Васильева «В списках не значится». Восстановление этого замка началось лишь в конце 2010-х годов.

«Покровские ворота», 1982

Фильм Михаила Козакова по пьесе Леонида Зорина рассказывает о событиях 1950-х годов, свидетелем и участником которых становится молодой студент Костик (Олег Меньшиков), живущий в коммунальной квартире у Покровских ворот. Ну а в фильме обрамлением основного сюжета стал снос старого дома, только этот дом находился вовсе не на Покровке. А где именно — данные разнятся. В одних источниках упоминается некий старый кинотеатр неопределенного местоположения; в других называется двухэтажный дореволюционный дом, который стоял на Садовом кольце — вернее, на углу Оружейного переулка и Краснопролетарской улицы — и был снесен как раз в 1982-м, во время съёмок «Покровских ворот». Сейчас на этом месте — сквер с дорожками и лавочками.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах