Историческая докудрама Netflix «Последние цари» закономерно прошла незамеченной на Западе и вызвала волну веселья в России. Дело в том, что сериал посвящен событиям конца XIX и начала XX веков в Российской империи: правлению Николая II, его отношениям с семьей и Григорием Распутиным, а также причинам, которые привели огромную страну к двум революциям в 1917 году.
Никаких открытий в «Последних царях» нет: всё показано строго по канону учебников истории, а в качестве дополнения добавлены сцены с обнаженной натурой. По жанру это реконструкция того времени: актеры разыгрывают сценки, между которыми показывают хронику и выступления экспертов. Николая II играет Роберт Джек, его жену Александру Федоровну — Сюзанна Херберт, а Распутина — Бен Картрайт. Еще для оживления достаточно скучного повествования авторы решили изложить историю с самозванкой, которая выдавала себя за царевну Анастасию, чудом уцелевшую во время расстрела младшую дочь Николая.
«Если вам нравится история, ОЧЕНЬ рекомендую „Последних царей“ на Netflix о Николае II и конце Российской империи», — пишет abdullahmalekk.
«Попытаюсь посмотреть „Последних царей“ и не кидаться на экспертов, которые будут рассуждать о Романовых», — надеется karengeier.
Впрочем, большинство пользователей оценило фильм очень низко: они обратили внимание и на костюмы, и на диалоги, и на обилие секса, который почти превратил «Последних царей» в порнографию. Но главные претензии были к анахронизмам: Мавзолею Ленина на Красной площади Москвы в 1905 году или Соборной мечети в Санкт-Петербурге в 1896. «Посоветуйтесь с HBO», — обратилась к Netflix пользователь Jaminnia L.
Российские зрители были еще более безжалостны. Мавзолей вызвал у них почти восторг.
HBO: ребята, мы делаем сериал про ядерную аварию в СССР, давайте изучим кучу материалов, фотографий, видеозаписей, короче, постараемся не облажаться в деталях эпохи, ведь круто же, когда все выглядит достоверно.
— Александр Пелевин (@comrade_wolgast) 4 июля 2019 г.
Netflix: pic.twitter.com/Cedlc0UrGL
Писатель Александр Пелевин напомнил о критике еще одного исторического сериала, — «Чернобыль» от HBO — в котором, правда, с реквизитом и натурой всё было почти в порядке (правда, зрители отмечали пластиковые окна в Припяти). Он также напомнил о том, как смеялись над тем же HBO за случайно забытый в кадре фэнтезийной «Игры престолов» стаканчик вполне современного кофе.
Dear @netflix (The Last Csarz), are you okay? Both Mavzoley and Saint Petersburg Mosque were built years after the mentioned dates. pic.twitter.com/tNuCR6jS0x
— Dad Zareckiy (@shaikhulud) 3 июля 2019 г.
Пользователь Twitter Dad Zareckiy просто обратился на английском языке прямо к создателям сериала, указав, что и Мавзолей в Москве, и мечеть в Петербурге были построены позже указанных дат.
Он также написал, что и московский Кремль в те годы был белого цвета.
And yeah, The Kremlin should be white pic.twitter.com/MtW92JvEgH
— Dad Zareckiy (@shaikhulud) 3 июля 2019 г.
Идея с нарочитыми анахронизмами нашла живой отклик у пользователей российского сегмента соцсетей.
Впрочем, были и те, кто пытался найти объяснение этому кадру. Согласно одной из шуточных версий, Мавзолей на месте Красной площади был всегда, а Москва строилась вокруг него.
«Малоизвестный факт — при жизни Ленин снимал Мавзолей и жил там, ему там очень нравилось: удобно, в центре, всё рядом», — изложил другую версию пользователь vborovikov.
Но пользователи Twitter вспомнили о главной опасности такого вольного подхода Netflix к исторической достоверности. Дело в том, что сейчас этот онлайн-сервис разрабатывает сериал «Ведьмак» по книгам Анджея Сапковского, и фанаты заранее переживают, что герои фильма не будут похожи на свои книжные прототипы.
«Вот этот кадр из нового сериала от Netflix, кстати, должен заставить волноваться фанатов „Ведьмака“ куда больше, чем один меч на промо-фото», — написал citizenzaggy.
Блогер Рустем Адагамов вообще назвал «Последних царей» «адской шнягой». «Порнография, дурно наклеенные бороды, полное пренебрежение историческими деталями. <…> Не смотреть ни в коем случае», — написал он.