9 ноября на телеканале «Россия 1» стартовал 12-серийный фильм Сергея Алдонина «Людмила Гурченко», посвящённый жизни и творчеству легенды советского кино. АиФ.ru знакомит читателей с интересными подробностями и рассказывает о трудностях, с которыми столкнулась съёмочная команда во время работы над картиной.
Сценарий из жизни
Сама Людмила Гурченко приняла участие в создании сценария к этому фильму. Дело в том, что картина Алдонина основана на автобиографичных книгах актрисы «Моё взрослое детство» (1982), «Аплодисменты» (1987), «Люся, стоп!» (2002), где народная артистка откровенно делилась с читателями своими воспоминаниями. Режиссёр фильма, близко знавший Гурченко, стремился показать актрису не в привычном зрителям экранном образе, а такой, какой её видели только друзья. Его целью было создать не документальное, а красивое художественное произведение.
Фильм «Людмила Гурченко» охватывает полувековой период жизни актрисы — от её рождения в 1935 году до пика актёрской карьеры, который пришёлся на 80-е годы. В это время она снималась в популярной советской мелодраме «Вокзал для двоих» и получила звание «Народная артистка СССР».
В роли Люси…
Актрису на главную роль искали очень долго. Основные трудности заключались в том, что артистки, пытаясь повторить пластику и манеру Гурченко, «скатывались» в пародию. Выход оказался простым — сконцентрироваться исключительно на характере героини. А по итогам бесчисленных проб с тяжёлой актёрской задачей лучше всех справилась звезда фильма «Битва за Севастополь» Юлия Пересильд.
При создании образа Гурченко, в отличие от фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», съёмочная группа решила отказаться от стопроцентного внешнего сходства с главным героем и даже от пластического грима. «Вольное» прочтение образа касается и голоса знаменитой актрисы. Пересильд в сериале поёт в кадре сама, исполняя всеми любимые музыкальные хиты «Пять минут», «Крутится, вертится шар голубой», «Песенка Козы», «Давай закурим», «Эх, Андрюша» и другие композиции.
Интересно, что сама Пересильд долгое время не хотела сниматься в роли Гурченко, считая, что очередная «реинкарнация» народной артистки ни к чему. Перед тем как согласиться на участие в проекте, она долго тянула с ответом, изучая всевозможные материалы и статьи о любимой актрисе. И ответ пришёл сам собой: «Я прочла все её книги и поняла, что за последние годы жёлтая пресса уничтожила масштаб личности Люси. И мне захотелось показать, как всё было на самом деле. Чтобы люди узнали, что каждый кадр давался этой актрисе с адским трудом. Что вся её жизнь была положена на плаху профессии. Её обвиняли в том, что она испортила отношения с дочерью и мамой, но всё на самом деле было не так, это всё вытащено из контекста. Мне хочется рассказать про Люсю только то, что она сама про себя говорила».
Другие актёры
Для работы над фильмом Алдонин старался отбирать тех актёров, которые лично были знакомы с легендой советского кино, и они с удовольствием соглашались даже на короткие эпизодические роли.
Подбор актёров на роли реальных людей из окружения народной артистки был отнюдь не проще поиска главной героини. В результате родителей Гурченко в фильме сыграли Надежда Михалкова и Николай Добрынин, первого мужа актрисы — режиссёра Ордынского — Илья Исаев, второго мужа — Тимур Орагвелидзе, третьего — Станислав Беляев, пятого — Михаил Химичев. В фильме также успел сняться сам режиссёр, он исполнил роль Александра Вертинского. В роли Эльдара Рязанова выступил Андрей Леонов, а Марка Бернеса сыграл Николай Расторгуев, в дуэте с которым Пересильд исполнит популярную песню «Московские окна».
Чтобы костюмчик сидел
Гурченко была известной модницей, обладала безупречным вкусом, питая особую любовь к винтажным вещам. Конечно же, эта особенность её характера не могла не отразиться в художественном фильме. А для работы над картиной Алдонин пригласил человека, который лучше всех знает, какую одежду, туфли, сумочку носила Гурченко. Закройщица Надежда Генриховна шила все платья для актрисы, начиная с фильма «Старые клячи». Для новой картины Надежда Генриховна под фигуру Пересильд выкроила 20 костюмов. Всего же в фильме снимается около 80 точных копий платьев актрисы. Среди которых есть знаковые наряды: то самое платье из «Карнавальной ночи» и костюмчик, в котором юная Люся приехала поступать в театральное.
Родные места
Сериал планировали снимать непосредственно в тех местах, которые связаны с Гурченко. Её жизнь началась в Харькове, где до сих пор сохранились маленький домик, дворик и палисадник — первая родина народной артистки. Но в связи с событиями на Украине место съёмок пришлось перенести в другой город. Выбор пал на Выборг, где в центре города нашлась подходящая натура.
Съёмки также проходили в Москве и Санкт-Петербурге, где художники-постановщики скрупулёзно воссоздавали дух эпохи. А с помощью цифровых технологий создателям картины даже удалось запечатлеть облик Москвы, какой её увидела 17-летняя Гурченко, приехав поступать во ВГИК.
Не конец?
В итоговую версию сериала не вошло много материала, поэтому режиссёр не скрывает, что хотел бы продолжить работу и сделать полнометражную картину о великой актрисе. Исполнится ли его желание, зависит от того, как воспримут сериал «Людмила Гурченко» зрители.
Алдонин не скрывает, что готов к самой негативной реакции на свою новую работу и признаётся: «Не скрою, мне было страшно браться за этот фильм, тем более, мы попали в кризис, и сразу было ясно, что нам придется тяжело. Но я вспомнил наш с ней разговор за столом — мы сидели вместе на каком-то празднике. Она взяла с меня обещание, что первый фильм из тех, что начнут о ней снимать, сделаю я. И я пообещал».