Примерное время чтения: 5 минут
6958

Любовь, сшитая на заказ. Рецензия на фильм «Призрачная нить»

«Призрачная нить» / Кадр из фильма

Фильмы вроде «Призрачной нити» лишний раз подтверждают, что кино — искусство элитарное, не имеющего ничего общего с поп-корном, начос и что там еще продают в придачу к билетам. Выдержать два с лишним часа неторопливого, мечтательного рассказа — задача, которая окажется непосильной для многих. Но те, кто всё-таки смогут включиться в его темп, гарантировано получат удовольствие.

Из шести номинаций на «Оскар» (от «Лучший фильм», «режиссёр, «актёр» до «Лучший дизайн костюмов») наиболее вероятна победа в двух — приз за лучшую режиссуру (Пол Томас Андерсон) и лучшую мужскую роль (Дениэл Дей Льюис). А вот номинации в категории «лучшая операторская работа» фильм не получил. Возможно, так произошло потому, что в этом качестве, скорее всего, выступил сам режиссёр (имя оператора держится в тайне), он же автор сценария, а правила американской Гильдии сценаристов запрещают сценаристу фильма вставать за камеру.

Что надо знать о Поле Томасе Андерсоне? Он работал с великим американским режиссёром Робертом Олтменом, помогал Стэнли Кубрику на съёмках «С широко закрытыми глазами», и даже, по легенде, был одним из тех, кто помог завершить этот шедевр после смерти Кубрика. Поразительный перфекционизм, которым отличается Андерсон, принёс ему восемь номинаций на «Оскар». Вот и к работе над «Призрачной нитью» он подошёл с традиционной скрупулёзностью: несколько ролей сыграли настоящие швеи, сам Андерсон изучил кипу книг и прошерстил все музеи моды, а исполнитель главной роли Дэниэл Дей-Льюис научился шить.

Режиссер Пол Томас Андерсон.
Режиссер Пол Томас Андерсон. Фото: Reuters

Итак, по сюжету ленты немолодой кутюрье Рейнольдс Вудкок (некоторые критики считают, что его прототипом выступил известный испанский модельер Кристобаль Баленсиага) шьёт лучшие платья на заказ в Лондоне 50-х годов. В его ателье приходят самые богатые и знаменитые женщины. Почти каждая из них мечтает однажды стать его спутницей жизни. Но талантливый трудоголик никого не подпускает к себе близко, позволяя задержаться в его постели лишь на пару дней. Он закоренелый холостяк, придумавший сам себе миллион всевозможных законов (завтрак в полной тишине, спаржа, жареная на сливочном масле, не должна появляться на столе, никакие праздники не отмечать), которые должны соблюдаться беспрекословно. Но однажды в маленьком кафе он встречает молодую, не так чтобы сногсшибательную красотку, но тем не менее невероятно обаятельную девушку Альму, работающую там официанткой. Альма становится его музой. Но, как и всякой девушке, ей нужно гораздо больше внимания, чем гений кройки и шитья готов предложить. Между властным модельером и его своенравной пассией начинается борьба за власть друг над другом.

История Вудкока —история творца, для которого пошив платьев не ремесло, а способ выразить свою душу. Это типичный для фильмов Андерсона персонаж: прагматичный, убеждённый в своей правоте гений-догматик, который не приемлет вторжения в его жизнь факторов извне. Даже хруст тоста с маслом во время завтрака приводит его в бешенство.

Однако за фасадом традиционной мелодрамы из мира высокой моды на самом деле скрывается гораздо большее. Любимая тема Андерсона — власть и её влияние на человека — здесь раскрывается так же медленно, как клубок пряжи превращается в элегантный свитер. Рассказ о странной привязанности творца к своей музе оборачивается садомазохистским кинороманом о внутренней инфантильности могучего модельера, для которого тотальный контроль является следствием его неспособности подарить любовь без боли (себе или кому-то — неважно). Мир красивых платьев становится фоном для саркастичных размышлений о человеческих отношениях вообще, в которых, по мнению Андерсона, всё завязано на том, что всегда кто-то давит, а кто-то подчиняется.

Дениэл Дей-Льюис в этом фильме сыграл, возможно, лучшую свою роль (за что уже получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). Актёр-трёхкратный обладатель премии «Оскар» знаменит тем, что в образ погружается с головой. Если перед съёмками «Нити» он учился шить, то перед драмой «Нефть» собственноручно бурил нефтяные вышки (и взял за эту роль один из «Оскаров»). Кутюрье Рейнольдса Вудкока актёр назвал своим последним перевоплощением на экране. Что поднимает его шансы получить четвёртую награду в карьере и уйти на заслуженный отдых.

Мир высокой моды — мир, где бушуют страсти, плетутся интриги, где борьба за лидерство порой острее, чем в спорте или политике. Схватка характеров — модельера, его сестры Сирил и модели — выводит ленту за рамки очередной артхаусной мелодрамы. «Призрачная нить» — это кино, которое действует, как гипноз, если позволить поддаться его очарованию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах