Знаменитые советские новогодние кинофильмы нельзя представить не только без любимых актёров, но и без зданий, блестяще «сыгравших» свои роли. Как выглядели Дом культуры в «Карнавальной ночи», две типовые многоэтажки, соединившие судьбы героев «Иронии судьбы», а также административное здание НУИНУ из «Чародеев», знают все, кто регулярно встречает Новый год вместе с этими фильмами.
Но далеко не все имеют представление, что за здания выбирали режиссёры культовых картин для съёмок.
«Карнавальная ночь» — Дворец на Яузе
Когда молодой режиссёр Эльдар Рязанов взялся за съёмки комедии «Карнавальная ночь», в качестве Дома Культуры, куда в начале картины собираются главные герои, чтобы весело встретить Новый год, он решил снять здание, расположенное в старинном московском районе Преображенское.
Здание, которое сегодня носит название «театрально-концертный зал "Дворец на Яузе"», было построено в 1903 году как Введенский народный дом по проекту архитектора Иванова-Шица. Народные дома были предназначены для культурного досуга рабочих и беднейших слоёв населения. Отличительной чертой Введенского народного дома было наличие в нём театральной труппы, собранной известным меценатом Алексеем Бахрушиным.
В конце 1940-х годов здание Введенского народного дома было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. Именно в таком виде оно и вошло в фильм Эльдара Рязанова.
У «Дворца на Яузе» очень богатая творческая биография. В период, когда снималась «Карнавальная ночь», в здании размещался Театр имени Моссовета. Затем, в начале 1960-х, оно превратилось в «Телевизионный театр», где шли съёмки «Голубых огоньков» и первых выпусков КВН. После этого здание стало Дворцом Культуры расположенного рядом Московского электролампового завода (МЭЛЗ).
В 1980-х в ДК МЭЛЗ прошёл арт-рок-парад, приуроченный к премьере другого знакового фильма — «АССА» Сергея Соловьёва.
Осенью 2006 года Эльдар Рязанов вернулся в старый дом и снял в нём «Карнавальную ночь-2, или 50 лет спустя». В отличие от первого фильма, эта картина большой популярности не снискала.
Несколько лет назад здание пережило масштабную реконструкцию, получило своё нынешнее название «Дворец на Яузе» и считается сегодня одним из самых современных культурных центров Москвы.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром» — «16-этажки» с проспекта Вернадского
Спустя 19 лет после выхода «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов снял свой второй «новогодний блокбастер», которому суждено было стать главной новогодней картиной на одной шестой части суши.
Разумеется, здания, которые сыграли роль домов Жени Лукашина и Нади Шевелёвой, не могли иметь столь богатой истории, как «Дворец на Яузе», — это попросту противоречило замыслу картины.
Тем не менее, дома на самом деле не совсем обычные — 16-этажные здания были построены по экспериментальному проекту на московском проспекте Вернадского в количестве всего трёх штук.
Два из них и выбрал для съёмок Рязанов — те, что были расположены по адресам проспект Вернадского, 113 («дом Нади») и Проспект Вернадского, 125 («дом Жени»).
Дома были построены в самом начале 1970-х, всего за несколько лет до съёмок «Иронии судьбы», и под замысел авторов фильма подходили идеально. Самое любопытное, что об их «экспериментальном» статусе Рязанов не догадывался, полагая их обычными типовыми домами. Старожилы домов рассказывают, что щели в них действительно были «типовыми», зато в квартирах сделали 10-метровые кухни, что по тем временам в СССР считалось верхом бытовых удобств.
После выхода картины дома по проспекту Вернадского стали культовым местом для поклонников «Иронии судьбы» и остаются таковыми по сей день. Цена на квартиры в этих двух зданиях значительно выше, чем в соседних, из-за их «звёздного статуса».
В 2003 году на домах из «Иронии судьбы» открыли памятные таблички.
Интересный момент — в Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей на самом деле никогда не существовало.
«Чародеи» — московская гостиница «Союз»
В основе фильма Константина Бромберга лежит повесть братье Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но схожести в этих двух произведениях куда меньше, чем различий. Даже название заведения, вокруг которого разворачиваются события, изменено с книжного НИИЧАВО на НУИНУ.
Так же непросто обстоит дело и со зданием, выступившим в роли «административного комплекса» НУИНУ.
Внутренние интерьеры снимали в телецентре «Останкино», где режиссёр Константин Бромберг однажды плутал почти так же, как и герой Семёна Фарады. Банкетный зал, где произошла финальная сцена, сняли в Суздальском гостинично-туристическом комплексе «Турцентр».
Что же касается внешнего вида здания, которое должно было быть оригинальным и необычным, то его нашли в Москве. Роль волшебного офиса сыграла московская гостиница «Союз», расположенная неподалёку от станции метро «Речной вокзал», на пути к аэропорту «Шереметьево». И необычный для советской архитектуры внешний вид здания, и само его расположение объясняются тем, что было оно построено к летней Олимпиаде-1980 в Москве для проживания зарубежных гостей.
В фильме с гостиницей происходили метаморфозы — в сцене, где главная героиня летает вокруг него на метле, на здании обнаруживается двускатная крыша, которой в реальности нет. Эффект был достигнут благодаря комбинированным съёмкам — на крышу гостиницы «Союз» «водрузили» суздальский «Турист».
После Олимпиады необычный вид гостиницы кинорежиссёры использовали для своих нужд неоднократно. Так, например, в фильме «Конец операции "Резидент"» гостиницу «Союз» удачно выдали за отель, расположенный в одной из капиталистических стран.
Желающие почувствовать себя волшебником, или, по крайней мере, героем фильма, могут воспользоваться услугами «Союза» и сейчас — гостиница по-прежнему работает.