В девяностые годы прошлого века в американском сериалостроении произошли поистине тектонические сдвиги. Конечно, «Друзья» или «Беверли-Хиллз 90210» особо не выбивались из общей когорты шоу про обычных людей, то «Твин Пикс» показал продюсерам и боссам телеканалов новую точку приложения их усилий. Мистика, густо замешанная с фантастикой, которая тогда пользовалась серьезным спросом — а если к этому добавить пару разнополых главных героев, которые разгадывают загадки и очень сложным образом выстраивают свои отношения, то в итоге получатся «Секретные материалы».
Создатель материалов
Крис Картер не был любителем фантастики, да и в инопланетян не верил. Его профессиональная карьера как сценариста и продюсера началась в середине 1980-х — он тогда на Walt Disney Studios работал над различными семейными и комедийными фильмами и сериалами. Потом у него случилось недолгое сотрудничество с телеканалом NBC — и в 1992-м, уже набрав солидную фильмографию реализованных проектов, Картер оказался на канале Fox, где и предложил новому руководству идею шоу с элементами фантастики и мистики. В качестве аргумента он использовал социологическое исследование, по которому 3% населения США верило в НЛО, а также свои подростковые воспоминания об Уотергейтском скандале, которое хорошо укладывалось в логику «правительство скрывает правду». Ну а пара главных героем — мужчина и женщина из секретной службы — были без особого смущения позаимствованы из британского сериала 1960-х «Мстители».
Фокс Малдер и Дана Скалли
Актеры, которых Картер отобрал на главные роли, не были большими знаменитостями. У Дэвида Духовны (Фокс Малдер) в портфолио имелось несколько работ второго плана, участие в «Твин Пиксе, где он играл агента-трансвестита, и эротический фильм с сериалом на его основе «Дневники Красной Шапочки». У Джиллиан Андерсон (Дана Скалли) не было и этого — фактически участие в «Секретных материалах» и сделало из неё актрису.
Роли у напарников были совершенно определенные. Малдер истово верил в заговоры и инопланетян; Скалли была скептиком. Их отношения стали одной из главных тем для фанатских теорий — поклонники сериала скрупулезно фиксировали каждый момент, который мог свидетельствовать о том, что между двумя агентами есть нечто большее, чем скучные служебные отношения. Картер и другие сценаристы шоу об этом интересе знали, но старательно обходили скользкий вопрос, не давая окончательного ответа.
Просто прорва зрителей
Сериал был выстроен по определенной схеме — часть эпизодов двигала вперед общий сюжет, а другая была посвящена различным монстрам, которых Малдер и Скалли встречали во время своих расследований. Иногда в налаженную структуру вмешивалась жизнь — из-за беременности Андерсон присутствие Скалли во втором сезоне было сокращено, а сама героиня — похищена инопланетянами.
Рейтинг у сериала был очень высокий с самого начала — первый сезон смотрели в среднем 11 млн зрителей, — и в дальнейшем он только рос, а самым популярным стал 6-й сезон (17,2 млн зрителей в среднем на серию). Но потом отлаженная машина сломалась. Актеры почувствовали себя звездами, Духовны даже судился с компанией 20th Century Fox Television (и выиграл), с 7-го сезона он стал реже появляться на экране, а попытка заменить его другим спецагентом ФБР (в исполнении Роберта Патрика) оказалась не слишком удачной.
В мае 2002 года канал Fox показал последнюю серию 9-го сезона и завершил сериал. И хотя финал посмотрело более 13 млн человек, средний рейтинг сезона оказался ужасным — всего 9,1 млн. О продолжении шоу при таких просмотрах не могло быть и речи.
Иногда они возвращаются
Удивительно, но ни Духовны, и Андерсон не потерялись после завершения работы в «Секретных материалах», хотя немногие актеры могут похвастаться подобным. Кайл Маклахлен так и остался агентом Дейлом Купером из «Твин Пикс», актеров из «Друзей» — даже Дженнифер Энистон — помнят и представляют именно по этому шоу, несмотря на огромное количество других ролей, да и Сара Джессика Паркер известна буквально всем как Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе».
У Духовны, правда, достижения не такие серьезные, но и он на протяжении семи сезонов вытягивал на себе драмеди «Блудливая Калифорния». Андерсон не так давно словно вдохнула второе дыхание в свою карьеру — в её фильмографии появились сериалы «Война и мир», «Американские боги», «Половое воспитание», а в байопике «Корона» она сыграла Маргарет Тэтчер — за что получила первые со времен «Секретных материалов» премии «Эмми» и «Золотой глобус».
Любопытно, что и спустя 30 лет после старта «Секретные материалы» остаются определенным феноменом в мире ТВ, а слоганы оттуда «Я хочу верить» и «Истина где-то рядом» считаются одними из самых популярных кинофраз. Правда, в 2016-м Картер вдруг решил оживить своё детище и выпустил на экраны два новых сезона. И если шесть серий 10-го сезона ещё вызвали интерес — скорее, конечно, ностальгического плана, — то 11-й провалился по всем параметрам. Просто всему своё время — и время «Секретных материалов» осталось в 1990-х, когда деревья были большими, а Малдера и Скалли играли никому не известные актеры.