Ещё не все зрители успели оценить прогремевший в Америке российский хоррор «Убрать из друзей», действие которого разворачивается на экране компьютера, как Тимур Бекмамбетов взялся за продюсирование нового, ещё более технически сложного проекта. «Хардкор» — первый в мире экшен-фильм, снятый на популярную у спортсменов-экстремалов портативную камеру GoPro, закрепляемую на голове оператора. Главная особенность таких съёмок заключается в том, что зритель может почувствовать себя на месте героя остросюжетного боевика и столкнуться с врагами буквально лицом к лицу.
Свежий взгляд
Главное в «Хардкоре» — стиль повествования, взятый напрямую из видеоигр (не случайно партнёром фильма в России выступает онлайн-шутер Warface). Фантастический боевик начинается с того, что главный герой приходит в себя в военно-научной лаборатории по созданию людей-киборгов.
Он когда-то был счастливо женат на красавице Эстель, которая только что вернула его к жизни. Это всё, что он о себе знает. Вместе со зрителем шаг за шагом герой знакомится с окружающим миром, узнаёт, кто враг, а кто — друг. Ещё не успев разобраться в своём прошлом, Генри вынужден вступить в войну со злодеем Аканом, который на его глазах похищает Эстель.
Действие фильма укладывается всего в 1 день, но снимался он аж 124 съёмочных дня. Масштаб работы впечатляет: компьютерную графику делали 13 студий, девять из которых — американские. А монтажом фильма в Лос-Анджелесе занимались такие специалисты, как Стив Миркович («Страсти Христовы», «Воздушная тюрьма») и Уильям Йе («Эквилибриум»). Неудивительно, что создатели картины вышли далеко за рамки запланированного бюджета. Каким он оказался в итоге, режиссёр «Хардкора» Илья Найшуллер предпочитает не говорить. Известно лишь, что первоначальная сумма составляла $ 2 000 000.
Русский фильм для Америки
Во время просмотра «Хардкора» не покидает ощущение, что российский фильм снимался исключительно для западного зрителя. Это сказалось и на кастинге картины. Одну из главных ролей исполняет южноафриканский актёр Шарлто Копли, мировую известность которому принесли ленты «Район № 9», «Элизиум: Рай не на Земле», «Малефисента». А главная женская роль в «Хардкоре» досталась американской красавице Хейли Беннет («С глаз — долой, из чарта — вон!»). Кстати, остальные женские персонажи представляют собой всего лишь объекты для сексуальных фантазий и не носят никакой смысловой нагрузки.
В титрах «Хардкора» можно заметить много российских селебрити, среди которых Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников, Александр Паль, Равшана Куркова — но не всех из них зрители успеют разглядеть. Большинство актёров появляются в отвязном боевике лишь для того, чтобы их быстро убили. Только одна «российская звезда» блистает на протяжении всего фильма. Это романтичный Данила Козловский, которому для съёмок в «Хардкоре» пришлось не только сменить привычное амплуа, но и радикально изменить свою внешность. Можно поспорить, что не все фанаты сумеют распознать кареглазого красавца в длинноволосом злодее-альбиносе.
«Музыка нас связала»
Самого режиссёра «Хардкора» Илью Найшуллера называют дебютантом, но это определение справедливо лишь по отношению к формату полнометражного кино, ведь среди кинематографистов Найшуллер уже успел прославиться благодаря уникальной технике съёмки, имитирующей взгляд от первого лица. Его клип на песню инди-рок группы Biting Elbows «Bad Motherf#cker» в 2013 году стал настоящим хитом на канале Yotube. Одним из первых это необычное видео оценил Тимур Бекмамбетов, который и предложил Найшуллеру снять фантастическое кино «от первого лица».
То, что фильм «вышел» из видеоклипа, сказывается и на его саундтреке. Ещё один плюс в копилке «Хардкора» — отлично подобранная музыка. Песни Queen, The Temptations, The Sonics, The Stranglers, Biting Elbows приобретают в фильме новое звучание. А мелодичные распевы Игоря Журавлёва «На заре» становятся контрастным фоном к одной из самых зрелищных и кровавых драк боевика. Одним словом, баланс чёрной комедии и адреналинового экшена в «Хардкоре» соблюдается прекрасно. В чём создателям помогают и музыка, и забавные отсылки к видеоиграм, и пародии на многочисленные американские фильмы о восстании роботов-убийц.
Видеобезумие
«Хардкор» заслуживает внимания в том числе и потому, что это редкий случай, когда отечественный фильм выходит в мировой глобальный прокат. Картину презентовали ещё осенью 2015 года на Международном кинофестивале в Торонто, где она была отмечена многими западными критиками и получила главный приз программы «Полуночное безумие». И это только начало — в широкий российский прокат боевик выходит 7 апреля 2016 года, а с 8 апреля его ждут 2000 американских экранов.
Конечно, не стоит относиться к зрелищному «Хардкору» слишком серьёзно. К сожалению, в погоне за яркой и стремительной картинкой создатели фильма не всегда успевали подумать о таких вопросах, как мотивация героев или повествовательная логика. Но стоит отметить, что к ближе к концу кинокартина во многом оказывается умнее и веселее, чем ожидаешь от экшен-боевика поначалу.
И самое главное: просмотр в кинотеатре полуторачасового аттракциона «Хардкор» — отличная идея для тех, у кого всё в порядке с вестибулярным аппаратом. В противном случае киносеанс превратится в самое настоящее испытание, после которого ещё несколько часов будет кругом идти голова.