Примерное время чтения: 9 минут
21995

Грим для Машкова и опасные трюки. За кадром сериала «Григорий Р.»

Владимир Машков в роли Григория Распутина.
Владимир Машков в роли Григория Распутина. Кадр из фильма

Первый канал начинает показ 8-серийного мини-сериала «Григорий Р.», главные роли в котором исполнили Владимир Машков, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Смоляков и Екатерина Климова.

«Года четыре назад сценарист Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант сценария картины, — говорит режиссёр фильма Андрей Малюков. — И у нас с продюсером „Марс Медиа“ Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, и я сказал ему: „Начинать такое кино без актёра — невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать“. Я всё время в работе, знаю нашу актёрскую братию и понимаю, что есть не так много людей, которые могли бы такое сыграть. Продюсеру удалось вытащить Володю в Москву. „Григорий Р.“ — уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Катя Климова снимается во всех моих картинах, я её как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся — и случилось. На „Григории Р.“ главной проблемой оказалось свести всех наших замечательных актёров на одной площадке. Но нам это удалось.

Репродукция фотографии Григория Распутина
Репродукция фотографии Григория Распутина. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Мне интересно было посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры. И произошло это по одной простой причине — высказать всероссийскому императору всё, что хотели, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него — можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о „великом старце“ и в помине не было. И если оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны. Вот его посылы. По сухому остатку это был человек с большим знаком „плюс“. И с такой трагической судьбой...»

Исторические картины неизменно порождают множество споров о том, насколько изложенные в них события и факты имеют отношение к реальному прошлому.

Кадр из сериала «Григорий Р.».

«Я постоянно присутствовал на съёмочной площадке и отслеживал всё, от правильности костюмов до правильности соблюдения этикета — дворцового, военного, — рассказал «АиФ» исторический консультант фильма Павел Корнаков. — Учитывались все детали, вплоть до того, как должны себя вести официанты в ресторане, как наливать и подавать вино. Мы приглашаем на съёмки настоящих официантов, а у них уже нет той школы. Я как профессиональный историк привык опираться на первоисточники, на факты. Сейчас все документы по Распутину открыты, а раньше приходилось верить мифам, легендам, сказкам, в том числе дневнику Вырубовой, который теперь является доказанной фальсификацией. Абсолютно достоверный дневник Вырубовой опубликован только в 2012 году. Есть много подробных воспоминаний, есть реальный отчёт следователя Руднева, прототипа героя Свиттена, который занимался исключительно тем, чем занимается и персонаж Андрея Смолякова. Этот источник лежит в основе сценария. Наша картина будет первой, которая работает по этим документам. Распутин в ней — совершенно новый и первый наиболее достоверный образ в истории кино. Распутин был со всеми на "ты". Никому не грубил. Вёл себя, как у себя дома, в любой обстановке. И Владимир Машков, очевидно, то ли интуитивно, то ли прочитав первоисточники, именно так себя и ведёт. Просто диву даёшься, как просто у него и естественно это получается. Иногда читаешь текст сценария и не понимаешь, как ЭТО можно сыграть! А он приходит на площадку — и у него это получается с первого дубля. Для меня это секрет. Он удивляет».

Как создавался образ Распутина

«С Владимиром Машковым мы долго искали грим, подготовку начали ещё до Нового года, а к финальному варианту пришли к середине февраля, — говорит художник по гриму Евгения Малинковская. — Пробовали всяческие бороды, гуще или реже, экспериментировали с волосами, делали накладки. Решали, будет ли борода своя или искусственная? Остановились на последнем. Волосы тоже оставили свои, для роли актёр их отрастил. Только для финального появления Распутина в картине мы будем их наращивать. Грим Машкова сначала занимал два часа. Для него мы придумали „эксклюзивную“ бороду, моё ноу-хау. Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актёр может мыться, его даже можно за неё таскать — не отклеится. Для картины сделано 5 париков, порядка 150 бород и около 300 усов».

Кто выполнял трюки за Машкова

«С Машковым я работал ещё на фильме "Край". Он актёр известный, и желательно его обезопасить и сделать за него опасные трюки, — поделился с «АиФ» постановщик трюков Олег Корытин. — Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьёзные трюковые сцены. Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлёкся, рукой махнул, и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, всё в пределах нормы. Машков рисковый человек, идёт на обострение, чтобы добиться правдивости. Вторая сцена — убийство Распутина, когда актёра избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадёры.

Над фильмом работала команда из 20 каскадёров, которые выполняли конные трюки, драки, падения, разрабатывали спецэффекты. У Машкова был дублёр Сергей Трепесов, который работал с ним ещеё на "Крае". В самых "натуралистичных" съёмках он дублирует актёра. Так, на общем плане Юсупов с заговорщиками "избивали" уже Сергея (для этого на каскадёра надели специальный металлический жилет, под которым находилась смягчающая прокладка). Как шутит Трепесов: "Лупили по мне от души". Трепесов дублировал на общем плане Машкова в сцене с верховыми. Как бы ты ни просчитал всё, бывает, что кони задевают. И здесь важна моментальная реакция. В этой сцене я упустил один момент, в результате лошадь наступила мне на руку».

Интересные факты:

— Съёмки сериала начались в Санкт-Петербурге в конце апреля 2013 года и продлились до конца июля, затем группа уехала в экспедицию в Новгород. Затем сделан перерыв на несколько месяцев, и в феврале работа над фильмом возобновилась — за несколько дней досняли зимнюю натуру и эпизод убийства и утопления Распутина.

— В Санкт-Петербурге у «Григорий Р.» более 20 комплексных объектов, где проходили съёмки. Елагин дворец, где снимали дворцовые интерьеры; Царское село, где снимали кабинет Николая II и парк. Дом учёных, Дом пионеров, Дом-музей Державина, особняк Нейгарта, Домик Петра. 

— Для натурных съёмок были выбраны Летний сад, канал Грибоедова, Фонтанка, Тифлисский переулок, вокруг которого под «Григория Р.» оцепили несколько кварталов. 

— Два дня съёмки проходили под Питером в музее деревянного зодчества «Невский лесопарк», где были сняты сцены ярмарки и выстроен двор Ахмеда. 

— Съёмки в Новгороде длились 9 дней и проходили на двух основных комплексных объектах — Антониевом монастыре и Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы».

— В Новгород было доставлено 2 микроавтобуса с реквизитом и 7-метровая фура с обстановочным реквизитом. Кареты и пролётки, прялка, горшки, кувшины, корзины, крынки, бутылки.

— В новгородских съёмках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не хотел расставаться со своим домашним скотом, особенно с коровой, у которых в тот момент был дойный сезон. Естественно, животные помучили съёмочную группу. То свинья наотрез отказывалась заходить в сарай и пришлось ей одевать на голову ведро и тянуть в помещение за хвост. То куры разбегались по всему музею-заповеднику, и их ловила вся съёмочная группа. И уж никто не мог объяснять гусям, что им надо постоять в кадре не полторы минуты, а час.

— Получить разрешение на съёмки в церквях и монастырях очень сложно. Существует распоряжение Патриарха с большой осторожностью пускать съёмочные группы, любые, независимо от тематики фильма. Церковь не приветствует съёмки фильмов про Распутина на своей территории. С этим столкнулась ещё французская группа «Распутина», где снимался Жерар Депардье. «Григорий Р.» Андрея Малюкова имеет те же проблемы. Едва узнав, о ком снимается кино, священники отказывали съёмочной группе. После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, основанном в 1117 году и относящемся к архитектурным памятникам Великого Новгорода. Здесь уже нет монастыря, поэтому съёмочная группа никому не помешала. Снимали в Соборе Рождества Богородицы, где не ведутся службы — это музей. И у каменной стены, окружающей монастырь. Вокруг неё художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник архитектуры. По сюжету, Распутин и послушник Денис (актёр Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах