Принято считать, что драмы о больших спортивных достижениях советского прошлого — это гарантированный кассовый успех, но статистика это не подтверждает. Несомненным хитом было «Движение вверх» об олимпийском баскетбольном турнире 1972 года в Мюнхене. «Легенда № 17» о хоккеисте Валерии Харламове и серии матчей команды СССР против канадских профи занимает в рейтинге лишь 24 место. Условно в эту категорию входит дилогия «Лёд», которая неплохо показала себя в кинотеатрах, но она и относится скорее к мелодрамам. А недавний шахматный «Чемпион мира» даже не смог окупить свой бюджет.
И это фильмы про те виды спорта, в которых наша страна традиционно сильна. В футболе моментов триумфа не так много, да и к ним надо подходить избирательно. Например, байопик легендарного вратаря Льва Яшина зрителям не понравился, да и история Эдуарда Стрельцова тоже, несмотря на Александра Петрова в главной роли. Тем не менее поиск футбольных подвигов продолжается — и сейчас в прокат выходит фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин».
Речь в нем идет о турне московского «Динамо» по Великобритании в ноябре 1945 года, в котором участвовали, например, вратарь Алексей Хомич, Михаил Семичастный, Константин Бесков, Всеволод Бобров и другие футболисты, имена которых в то время были на слуху. Перед поездкой «Динамо», конечно, слегка усилили: тот же Бобров играл в ЦДКА, а Евгений Архангельский и Борис Орешкин представляли «Динамо» ленинградское. Ажиотаж по поводу турне в Англии был сильный, хотя британские болельщики ожидали, что их мастера победят советских любителей во всех играх.
Но счет оказался в пользу «Динамо». Из четырех матчей динамовцы два свели вничью (с лондонским «Челси» и «Рейнджерс» из Глазго), а в двух — с лондонским «Арсеналом» и «Кардиффом» — выиграли. Причем «Кардифф» наши футболисты вынесли, что называется, в одну калитку: со счетом 10:1. Прозвище «Одиннадцать молчаливых мужчин» динамовцы, кстати, получили сразу по прилете: они явно не были готовы к натиску британских СМИ и предпочитали отмалчиваться в ответ на вопросы.
История эта, разумеется, весьма любопытна сама по себе, но Пиманову (он известен как ведущий программы «Человек и закон» и режиссер сериала «Александровский сад» и фильма «Крым») и сценаристам братьям Пресняковым она, видимо, показалась слишком простой. И они её усложнили.
По сюжету фильма наших футболистов в Англии с нетерпением ждет местная журналистка Эбби (Алёна Коломина), которая уже придумала убойную концепцию будущих репортажей, в которой собственно футболу отведено мало места. По замыслу Эбби, в неё должен влюбиться лучший советский игрок, на роль которого она выбирает Боброва (Макар Запорожский). Правда, у Боброва трения с тренером Михаилом Якушиным (Павел Трубинер), так что он вообще может не выйти на поле. Но поддержка со стороны комментатора Вадима Синявского (Павел Крайнов) и атташе по культуре посольства СССР Виктории Стрелковой (Евгения Лапова) помогает Боброву преодолеть себя, и Якушин включает его в стартовый состав.
Но некие тёмные личности с большими возможностями затеяли свои игры, которые могут помешать настоящему футболу. Они устроили подпольный тотализатор и теперь давят на игроков и тренеров, чтобы они обеспечили нужный результат. А заодно ищут выходы на советскую команду, хотя один из их контрагентов уверен, что «русские не продаются».
Параллельных сюжетов в «Одиннадцати молчаливых мужчинах» вообще слишком много — настолько, что фильм становится похож на некую взрывоопасную смесь из спортивной драмы, любовной мелодрамы и даже шпионского триллера. Одно перетекает в другое, другое в третье, затем в их отношения вмешивается что-то четвертое — в целом у зрителей есть хорошая возможность познакомиться сразу с несколькими жанрами и определиться в предпочтениях.
Но главная проблема картины в том, что она не совсем соответствует своему названию. В ней нет одиннадцати «молчаливых мужчин». Есть только один главный герой — Всеволод Бобров, — вокруг которого и происходят основные события. Ну а другие советские футболисты так и остались в его тени, кроме, пожалуй, Бескова, которого оказалось непросто задвинуть в угол. На общем фоне выделяется мощная пара Синявского и Стрелковой, но им не дали развернуться в полную силу, хотя это, наверное, могло сделать фильм гораздо лучше.