Почти каждый год на фестивале российского кино «Кинотавр» повторяется одна ситуация: кто-то из актеров или актрис оказывается более востребованным, чем его коллеги. В 2019-м таким актером был Александр Кузнецов: в программе фестиваля тогда было три проекта с его участием, и за один из них — «Большую поэзию» Александра Лунгина — он получил приз за лучшую мужскую роль. В 2020-м Анна Чиповская была задействована сразу в четырех фильмах, но осталась без наград. В 2021-м, на 32-м «Кинотавре», Юра Борисов, кажется, установил рекорд — зрители могли увидеть его работу сразу в шести картинах.
В 2019-м он уступил этот приз Кузнецову, хотя «Бык» Бориса Акопова, в котором Борисов сыграл главную роль, стал победителем «Кинотавра». Но на этот раз очевидных конкурентов ему, пожалуй, и нет.
Два фильма с участием Борисова были показаны вне конкурса — драма Владимира Битокова «Мама, я дома» про женщину, потерявшую в Сирии сына, и «Купе номер 6» финского режиссера Юхо Куосманена, получившее Гран-при жюри на Каннском кинофестивале. Но и в основном конкурсе «Кинотавра-2021» Борисова сложно было не заметить.
В «Подельниках» дебютанта Евгения Григорьева Юра Борисов сыграл мастера спорта по биатлону, который вместе со своей женой возвращается в родное село где-то на Севере, чтобы работать учителем физкультуры. Но он оказывается вовлечен в мистическое преступление — убит один из жителей села, все знают, что виновен опасный Витька Людоед (роль Павла Деревянко), но никто не собирается обвинять преступника, потому что село живет по понятиям, а не по закону. И лишь 10-летний сын убитого начинает свою вендетту, а герой Борисова соглашается участвовать в ней и научить мальчика обращению с оружием.
В принципе, «Подельники» можно назвать одним из лучших фильмов этого конкурса. Он сделан тщательно и достоверно, несмотря на элементы мистики; его фабула похожа на сюжет фильма Натальи Назаровой «Простой карандаш», но всё же сильно отличается, хотя основные элементы на месте.
Но награду за лучшую роль Борисов заслуживает не за «Подельники», а за ленту Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал».
Эта картина примечательна тем, что с какой-то печальной легкостью конструирует новое альтернативное прошлое нашей страны. 1938 год, Ленинград. Капитан Волконогов (Борисов) работает в каком-то комитете, который по идее должен заниматься поддержанием порядка. Все его сотрудники носят специфическую форму, похожую на спортивные костюмы зловеще-красного цвета, активно занимаются спортом и участвуют в самодеятельности. Они стройны, подтянуты и всегда готовы «поработать» с очередным врагом народа. Врагов этих, правда, набирается многовато, а в один из дней по дороге на работу Волконогов выясняет, что эти враги окопались уже в его отделе, и скоро коллеги придут и за ним самим. И тогда он бежит.
Прятаться от почти всеведущей организации нелегко, а тут приятель, которому не удалось сбежать, является к Волкогонову с того света и рассказывает: тот должен заслужить прощение хотя бы у одной из своих жертв, чтобы избежать адских мук. Капитан начинает обход тех, в чью жизнь грубо вторгся своими «особыми методами воздействия», но заслужить прощение нелегко и вообще вряд ли возможно. Но он будет стараться до последнего.
Меркулова и Чупов известны по призеру «Кинотавра» — фильму «Интимные места», их картина «Человек, который удивил всех» участвовала в венецианских «Горизонтах», а снятый ими сериал «Колл-центр» стал одним из событий 2020 года. Фильм про капитана Волконогова был показан на недавнем фестивале в Венеции, там он тоже участвовал в основном конкурсе, но остался без призов. Впрочем, в российских стенах все задумки картины считываются, пожалуй, лучше, даже те, которые авторы, возможно, и не закладывали в сюжет.
Разумеется, «Капитан Волконогов бежал» — откровенная аллюзия на Большой террор 1937-1938 годов. И хотя время и место действия указано предельно точно, события фильма происходят в совершенно другом пространстве. Здесь нет всесильного НКВД, а есть неназванная структура, которая занимается только поиском врагов, нет никаких вождей, всё делается во имя Родины, у сотрудников имеется своя философия, которая позволяет им находиться в согласии с собой и своей психикой. И только персональная угроза может заставить морально устойчивого капитана, который совсем недавно без лишних сантиментов избивал арестованных по пустячным делам, чтобы добиться от них признания в заговоре, засомневаться в том, что его дело — правое.
Но более любопытно даже не то, как Меркулова и Чупов формируют эстетику кинокомикса из кусков разных эпох Советского Союза. У них — и у Борисова, разумеется — получилось передать трансформацию героя из одного состояния (всесильный следователь, вооруженный пистолетом и единственно верным учением) в другое (бродяга, который не знает, что делать, чтобы получить отпущение грехов). Этот библейский мотив, отсылающий то ли к истории Агасфера, то ли самого Иуды Искариота, и есть главное достоинство фильма, которого очень не хватало в других конкурсных работах этого «Кинотавра». И если «Капитан Волконогов» получит главный приз (в дополнение к призу Борисова), то это будет в высшей степени справедливо.