Есть «бородатый» анекдот: в магазины города завезли фальшивые елочные игрушки. Они как настоящие, но радости от них никакой. Российское кино во многих своих проявлениях напоминает такую же фальшивку – пытаясь подражать образцам Голливуда, оно рождает нечто невнятное, если не сказать более грубо.
Прогрессивное кино
На российские экраны вышел фильм «Папа, сдохни» от режиссера-дебютанта Кирилла Соколова. Картина, которая заявлена как черная комедия, была финансово поддержана и на государственные деньги. На какую сумму была поддержана – оставим этот вопрос в стороне, поскольку данные приводились разные. Фильмы, где проливаются реки крови, могут быть весьма успешными – Квентин Тарантино и Гай Ричи подтвердят. Черные комедии, снятые талантливо, вызывают у публики восторг. Легендарные теперь уже «Жмурки» Алексея Балабанова, тому подтверждение.
Визит с молотком
Картина Кирилла Соколова тоже сделана с претензией на успех. И он, в известной степени, было достигнут. В 2018 году фильм был удостоен главного приза фестиваля «Окно в Европу», его на все лады расхваливают критики.
Но, придя на сеанс, я вдруг обнаружил, что кроме меня и супруги, в зале нет никого. И это при том, что даже американский арт-хаус в том же кинотеатре собирает по 5-7 смельчаков.
Картина начинается с того, что нам предъявляют юношу, который явно затевает что-то недоброе, стучась в дверь с молотком, спрятанным за спиной. Дверь ему открывает мужчина, которому визитер представляется парнем его дочери. Самой дочери нет, а два мужчины, в присутствии мамы, начинают недружелюбно посматривать друг на друга. После выяснения вопроса «нравится ли парню по имени Матвей секс с дочкой хозяина дома, мужчины устраивают битву. Кровь в разные стороны, брызги, проломленные стены… Потом нам объясняют, что Матвей пришел мстить за девушку папе-насильнику. Правда, папа о насилии ни сном, ни духом…
А трэш-то ненастоящий!
Авторы картины вовсю пускают в ход приемы Тарантино, но они повисают в воздухе. Насилие в «Папа, сдохни» вычурное, неестественное, неоправданное. Особенно, когда одерживающий верх родитель начинает пытать гостя при помощи дрели. Фильмы Тарантино всегда держаться на крепости и продуманности диалогов, которые связывают кровавое повествование в единую ткань. В картине Кирилла Соколова диалоги такие же искусственные, как насилие – не смешно, но и не драматично.
Хозяин дома, кстати, оказывается оперативником. И опять мимо – хороший актер Виталий Хаев играет образ, который и от настоящего сотрудника МВД далек, и не настолько абсурден, чтобы над ним смеяться. В картине жалко только одного человека – коллегу брутального папы, которого друг обманывает самым подлым образом. Но несчастный опер, сыгранный Михаилом Горевым, готовый пожертвовать всем ради своей умирающей жены, словно забрел в сюжет из другой картины.
Выстрел в «молоко»
В одном из интервью Кирилл Соколов признался, что он, в том числе, хотел поговорить о «табуированной в России теме семейного насилия», в частности, насилия отцов над своими дочерьми. Правда, выясняется, что никакого насилия тут нет – подловатая доченька в исполнении звезды проекта «Даешь молодежь!» Евгении Крегжде лжет Матвею, чтобы с его помощью завладеть деньгами папочки.
Наверное, у молодого режиссера было счастливое детство, и он не знает, как выглядит в реальности домашнее насилие. То, что мы видим на экране – и правдой не является, и на карикатуру не тянет. В результате еще один выстрел в «молоко». Разведя кровищу на полтора часа экранного времени, авторы и не напугали, и не насмешили. Игрушки получились фальшивыми.
Головокружение без успеха
Конечно, молодой творец имеет право на эксперимент, и неудачный результат – тоже результат. Никаких вопросов не было бы, если бы проект «Папа, сдохни» был снят на частные деньги. И уж совсем неуместны чрезмерные восхваления, обрушившиеся на картину. Призы кинофестивалей, восторги критиков – как тут не возникнуть головокружению от успеха?
А успеха-то на самом деле нет. Есть пустой зал, и пожимающие плечами случайно забредшие на картину зрители. И даже сотрудник кинотеатра, который перед началом показа зашел в зал и уставился на меня удивленно: «А что, правда есть те, кто такое смотрит?». Откуда же берется куча положительных рецензий на фильм, который, по совести, выглядит как достаточно неудачный эксперимент-подражание голливудским картина подобного рода?
Все совпадения случайны?
Оператором картины является Дмитрий Улюкаев – сын экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Снимала фильм кинокомпания «Белое зеркало», где Улюкаев-младший является продюсером и совладельцем.
Алексей Улюкаев в настоящее время находится в местах не столь отдаленных, но у семьи остались добрые друзья и надежные связи в самых разных сферах жизни. Связи, которые теоретически могут помочь подать слабую и неудачную картину как нечто передовое, обеспечить ей поддержку и лояльность критиков. Но все это лишь теоретические выкладки. Скорее всего, российский зритель опять не понял свалившегося на него счастья, а профессионалы из министерства и киносообщества все оценили так, как надо.