Фестиваль актуального кино «Горький fest» удивил и зрителей, и кинематографистов еще год назад. Мало того, что на карте России появился еще один фестиваль: в конце концов, кинофестивалей много не бывает и никто в мире не собирается оставлять только, например, Венецию, Канны и Берлин и закрывать Сан-Себастьян или Торонто. У каждого из этих смотров своя ниша, они делают упор на разное кино и награждают разные фильмы. Да и вместимость каждого кинофестиваля ограничена, не говоря уже о запредельной стоимости двухнедельной поездки в горячий сезон на южный берег Франции, скажем.
Но «Горький fest» не только привез кино в Нижний Новгород, но и сделал фактически ход конем, объединив в конкурсной программе совершенно разные по формату фильмы. И речь не только о комедиях-драмах и прочем жанровом разнообразии. Нет. В одном конкурсе фестиваля игровые полнометражные картины соревнуются с короткометражками, иногда даже со студенческими дипломными работами и анимацией. В 2017 году такой подход ярче всего проявился во время объявления победителей: «Гран-при», правда, получил полнометражный фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», а вот, например, специальный приз жюри достался режиссеру Тамаре Дондурей за «Маленький поезд», а картина Дарьи Власовой «Молоко» удостоилась специального упоминания.
Прогноз на победителей
На втором «Горький fest» перед жюри основного конкурса, которое возглавил режиссер и сценарист Николай Досталь, встала задача еще более сложная. Если год назад на главные призы претендовали всего одиннадцать картин, то сейчас таковых оказалось двадцать шесть.
Конечно, сложно представить, что, к примеру, двухминутная анимационная картина Екатерины Киреевой «Кирпичи» будет на равных соперничать за «Гран-при» с фильмами, которые уже хорошо зарекомендовали себя на различных фестивалях. В первую очередь это «Война Анны» Алексея Федорченко, которую показали на недавнем «Кинотавре-2018».
Фильм рассказывает о маленькой девочке-еврейке, которая после гибели своей семьи переживает немецкую оккупацию, сидя в камине школы, превращенной в комендатуру. Совсем без наград, конечно, «Война Анны» не осталась: исполнившая главную роль юная актриса Марта Козлова получила специальный диплом жюри, но главные призы сочинского фестиваля ушли другим картинам.
Например, две премии на «Кинотавре» получила картина Ивана Твердовского «Подбросы», главный герой которой не чувствует боли. Через много лет мать, когда-то сдавшая своего ребенка в приют, находит взрослого сына, и он начинает ей помогать, участвуя в инсценировке автоаварий. Наград тогда удостоились актриса Анна Слю и оператор Денис Аларкон-Рамирес. «Подбросы», кстати, участвовали и в фестивале в Карловых Варах.
Еще одна серьезная заявка на победу от участника основного конкурса «Кинотавра-2018» — «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала. В Сочи «Слоны...», правда, остались без наград: возможно, из-за выбранной Сегалом темы. Герой его картины, холостяк среднего возраста (Владимир Мишуков), попадает из одной ситуации, напоминающей сюжет набоковской «Лолиты», в другую.
А ведь есть еще и «Лес» Романа Жигалова, который за эту картину был отмечен призом за лучший дебют на прошлогоднем фестивале «Окно в Европу».
«Тупиков» может быть много
Но короткий метр в конкурсе «Горький fest» находится в ощутимом большинстве: полнометражных работ всего 5 из 26 претендентов на награды. Причем это не просто короткометражки: есть и анимация (кроме «Кирпичей» — еще и одиннадцатиминутный «Чик-чирик» Жанны Бекмамбетовой), и документальное кино («Насквозь» Ольги Привольновой).
Правда, есть в конкурсе и вводящие зрителей в заблуждение моменты. Так, во вторник, 24 июля, «Горький fest» показал сразу два «Тупика». Фильмы эти, конечно, совершенно разные.
Один «Тупик» снял Антон Сазонов. Эта одиннадцатиминутная картина стала его дипломной работой в Московской школе кино и тоже является участником «Кинотавра»: в 2017 году лента была участником конкурса короткого метра, но осталась без призов. Картина рассказывает о семье на грани развода, которая вынуждена объединиться для поисков сбежавшего сына. Сюжет этого «Тупика» напоминает недавнюю «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, но Сазонов в интервью журналу «Сеанс» рассказал, что речи о плагиате здесь не может быть: работа над двумя картинами велась едва ли не параллельно.
Второй «Тупик» — шестнадцатиминутный фильм выпускницы ВГИКа Алины Михайловой, он участвовал в конкурсе 37-го Международного фестиваля ВГИКа осенью 2017 года. По сюжету картины в 1943 году в Польше две семейные пары стремятся вырваться из оккупированной страны и вынуждены уживаться в тесном пространстве двухместного купе.
Окончательные итоги «Горький fest-2018» подведет в четверг, 28 июля.