В 2019 году канал HBO выпустил мини-сериал «Чернобыль» — рассказ о страшной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Настолько подробно в художественном кино эта трагедия была показана впервые — все предыдущие фильмы на тему Чернобыля оставляли за кадром процесс ликвидации последствий, а некоторые фильмы и вовсе уходили в мистику и фантастику. В этом же «Чернобыле» действовали реальные исторические персоны, а одним из главных героев был советский ученый Валерий Легасов (его сыграл Джаред Харрис). Сериал в итоге получил кучу профессиональных наград, и хотя его критиковали за отдельные «клюквенные» моменты в изображении советской жизни, был в целом принят достаточно хорошо не только обычными зрителями, но и теми, кто имел к настоящему Чернобылю непосредственное отношение.
А пока «Чернобыль» от HBO завоевывал призы и внимание аудитории, стало известно о двух отечественных проектах на ту же тему. Одним из них стал художественный фильм Данилы Козловского с тем же названием, в котором сам Козловский сыграл главную роль — одного из тех пожарных, которые первыми отправились на тушение четвертого энергоблока. Фильм получился скорее мелодраматическим и приключенческим, а хроника событий в нем была показана очень условно. Вторым проектом был сериал, который анонсировал канал НТВ; правда, с тех пор об этом фильме почти не было новой информации — но он был завершен, и с 19 апреля выходит в онлайн-кинотеатре Wink. И тоже называется «Чернобыль».
Главный герой этого «Чернобыля» — подполковник советской военной контрразведки Андрей Николаев (Игорь Петренко). Ему становится известно, что агент ЦРУ Альберт Ленц (Дмитрий Ульянов) проявляет интерес к Чернобыльской АЭС и даже установил контакт с одним из сотрудников станции. Но на дворе 1986 год, и начальство не дает добро на то, чтобы просто задержать иностранного шпиона на дальних подступах. Вместо этого Николаев при помощи своих коллег из закрытого города Припять начинает следить за Ленцем, но не замечают ничего необычного — тот просто приехал на рейсовом автобусе, прогулялся по парку, а затем уехал.
Тем не менее, контакт состоялся, и завербованный сотрудник получил некий препарат. И во время запланированного эксперимента на четвертом энергоблоке ситуация выходит из-под контроля. Реактор взрывается, начинается пожар — и поначалу не все чиновники в высших кабинетах способны осознать, что произошло нечто чрезвычайное. Потом, конечно, начинается то, что назовут ликвидацией последствий — но у Николаева остается прежняя задача. Ему нужно понять, связан ли приезд американского агента с аварией на АЭС.
Режиссер Алексей Мурадов знает, как снимать историческое кино — в его фильмографии есть сериалы «Жуков», «Истребители» и «Власик. Тень Сталина». В них нет особой документальной точности, сюжет часто сосредоточен на второстепенных фактах биографий или событий, но именно такая подача, наверное, и должна была присутствовать в случае с «Чернобылем». Потому что соревноваться с HBO там, где они уже выиграли — на поле относительно сухого изложения фактов — было бы несколько самонадеянно. И Мурадов увел свою версию той истории в сторону шпионского боевика — точно так, как Козловский увел свой фильм в сторону мелодрамы.
Этот прием оказался беспроигрышным. Достоверно знать о том, были ли какие-то игры разведчиков вокруг Чернобыльской АЭС, невозможно — несмотря на груды рассекреченных документов того времени, часть из них, возможно, имеет гриф «после прочтения сжечь». Ну а доказать отсутствие чего-либо — в данном случае, отсутствие в реальной истории агента ЦРУ по фамилии Ленц — невозможно по определению. Он мог и существовать — как и противостоящий ему советский контрразведчик, связанный по рукам и ногам новой политикой Политбюро ЦК КПСС в отношении США.
Так что сравнивать «Чернобыль» Мурадова с «Чернобылем» от HBO бессмысленно. Это два фильма о разном, хотя исторический фон у них один. Российский многосерийный «Чернобыль» явно проигрывает по бюджету, причем не только американской версии, но и картине Козловского — здесь нет масштабных декораций горящей станции, нет опасных языков пламени, способных и с экрана достать зрителей в первом ряду. Это фильм про игру разведок, которая происходит совсем рядом с местом, где из недр реактора вырывается облако радиоактивного дыма. Это облако, конечно, опасно — но не так опасно, как агент ЦРУ, который может натворить ещё больше бед, если его просто отпустить с миром.