Новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» победил в крупнейшем фестивале российского кино «Кинотавр», а на днях примет участие в европейском фестивале в Карловых Варах.
АиФ.ru рассказывает, почему фильм с Александром Яценко и Ириной Горбачёвой в главных ролях уже заслужил любовь критиков.
Главные герои «Аритмии» - врачи. Олег работает в скорой помощи, Катя - врач в приёмном покое. Они в браке уже около пяти лет и очевидно, что до сих пор любят друг друга. Однако фильм начинается с того, что супруги решают развестись. Точнее, Катя, устав от вечных запоев и эгоизма мужа, отправляет ему СМС: «Нам надо развестись», - а Олег просто не находит слов, чтобы возразить. По просьбе жены он переезжает жить на кухню, но ничего не пытается изменить.
Хлебников с глубокой нежностью относится и к своим героям, и к зрителям, которые могли бы стать свидетелями грубых разборок разводящихся супругов, а увидели трогательную семейную драму. Но самое интересное, что «Аритмию» каждый видит по-своему - это одно из тех произведений, где главное не сюжет, а чувства и ассоциации зрителей.
Автор меланхоличных фильмов «Свободное плавание» и «Коктебель» продолжает интеллигентно рефлексировать на темы современной России, умело вплетая в личную историю социальный контекст. Режиссёр подробно знакомит с профессией разводящихся супругов, которая играет в фильме огромную роль.
Скромно-обаятельного Олега можно смело назвать героем нашего времени. Спасать людей – это его будни. Однако у Олега нет ни карьерного роста, ни даже перспектив переехать с дешёвой съёмной квартиры в приличное жильё. Обречённость и ощущение, что твою работу не ценят, очевидно, становится главной причиной запоев героя Яценко. А с приходом нового начальства ему приходится бороться ещё и с медицинской реформой.
Вся «Аритмия» построена на парадоксах: решительный, предприимчивый и нетерпящий компромиссов на работе врач дома превращается в тюфяка. Труд человека, который спасает жизни людей, не ценится по достоинству. Доктор, который с того света достаёт умирающих пациентов, сам себя загоняет в могилу ежедневным пьянством. Люди, которые любят друг друга, хотят развестись… И этот список можно продолжать бесконечно.
Олег вот-вот потеряет любимую, как уже терял многих своих пациентов. Супруги теперь, скорее, друзья, чем любовники. Катя с этим уже смирилась, а её муж замечает проблему только сейчас, когда кажется, что ничего уже не изменить. Но режиссёр милосерден по отношению к своим героям. О том, что у Олега и Кати всё наладится, в том числе, говорит ключевая метафора «Аритмии» – карета скорой помощи. В начале фильма машина попадает в глухие городские пробки, а в конце с трудом, но всё же пробирается сквозь затор на дороге.
Однако на титрах жизнь не заканчивается, и, зная характеры супругов, можно предположить, что дальше их ждёт рутина и очередной кризис в отношениях. То же и на работе: кто-то умер, кто-то выжил, а другие остались между жизнью и смертью. В «Аритмии» Хлебникова всё, как в жизни, поэтому от фильма остаётся и грустное послевкусие, и надежда, что многое ещё можно изменить.