В рамках фестиваля программный директор Александра Жукова представила более 35 фильмов, 3 конкурсных программы, внеконкурсные и специальные показы. Каждый из конкурсов оценивает свое профессиональное жюри.
Режиссер Татьяна Жукова представила в Волгограде свой короткометражный фильм «неВечные», с совершенно необычным сюжетом.
Сто лет назад на Земле произошла загадочная вспышка Красной Зари, после которой люди стали бессмертными. Эта история начинается с банального и, казалось бы, вечного сосуществования двух семейных пар: молодых и старых, а заканчивается возвращением Адама и Евы. Татьяна Жукова рассказала об истории съёмок фильма и о том, что осталось за кадром.
«Фильм «неВЕЧНЫЕ» — это попытка нашего небольшого исследования на тему вечной жизни, — говорит aif.ru режиссер Татьяна Жукова. — Очень многие люди на Земле обрадовались бы реальной возможности не умирать. Мы поставили героев в эти предлагаемые обстоятельства и показали, что из этого могло бы получиться, учитывая то, что люди, обладая этим бессмертием, могут все же погибнуть от голода и физического воздействия. Как оказалось, человечеству трудно воспользоваться шансом жить вечно, очень сильна в нас темная сторона. Мы показываем, что в конце наступает апокалипсис и, казалось бы, вот оно, сбылась мечта многих, живи вечно и радуйся, но это привело к обратному эффекту — к исчезновению человечества.
По основному действию, мы наблюдаем за обычной, казалось бы, жизнью молодой и зрелой семейных пар. Показываем, как каждый из них переживает свое бессмертие в силу своего возраста. В лице стариков мы показываем ту часть общества, которая не смогла адаптироваться под новые условия, «старый мир», мир потребления. Молодые же несут в себе крупицу новой жизни. Они высказывают свою усталость по поводу вечных детей и их бесконечных одних и тех же рефлексов, но они их любят и оберегают, одни из немногих. Это дает им шанс двигаться дальше. Мы показываем жизнь трех родных поколений — родители, дети и внуки. Таким образом, в притчевом смысле, наша история движется от наших дней до начала времен. Это фильм-фантазия, как это движение в обратную сторону могло бы происходить.
Наша история не могла закончиться печально, поэтому опять на Земле остались они — Адам и Ева. Вечный ёж приносит героям то самое яблоко, он вообще присматривает за героями, ёж всегда рядом. Ева предлагает Адаму откусить кусочек, но тут мы заканчиваем, оставляя зрителям повисший вопрос, откусит ли Адам яблоко и начнется ли снова новый виток человечества.
Сценарий был написан по мотивам рассказа Александры Фоминой «Не буди меня на красной заре». В рассказе фокус повествования — на бессмертном еже, история с вечно живущими молодыми и старыми на соседних участках — это кусок рассказа, который мне показалось интересным вывести на первый план и рассказать историю об этих людях, а через них и историю человечества.
Фильм снимался «золотой» осенью, как вторая новелла к полнометражному проекту. Первая новелла этого проекта — фильм «А», обладатель «Золотого Орла» и множества других фестивальных наград. Это будет несколько историй, объединенных темой взаимоотношений людей на соседних участках, снятых «золотой» осенью.
«неВЕЧНЫЕ» — независимый проект, который состоялся благодаря энтузиазму моей постоянной команды профессионалов и появлению сопродюсера Владимира Александрова из Красноярска. Съемки прошли за 2 смены в подмосковном СНТ и еще было полсмены в заброшенном микрорайоне, где наши молодые герои увидели, что никого вокруг не осталось.
Важно отметить, что фильм «неВЕЧНЫЕ» — это последняя роль народной артистки России Татьяны Владимировой.
Что же касается сложностей, трудностей на съемках всегда хватает, начинаются они как только стартует подготовка. Каждая ситуация проверяет тебя и твою команду на прочность. Но тем интереснее. Когда после съемок проходит время, вот это состояние, что ты не вырулишь, что тебе тяжело, как-то забывается и в голове начинают крутиться мысли, а что бы еще снять? Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал, в общем. Из таких вот трудностей, которые мы вспоминаем с улыбкой, был опыт съемок ежа. С ежами очень трудно работать, вернее, невозможно. Мы думали, ну чего сложного, мы пустим ежа и он пройдет из точки А в точку Б. Но еж так не думал и вел себя своевольно, что очень затянуло съемки. Всегда съемки на натуре — это сложнее, чем в том же павильоне. То есть солнце, то нет, быстро темнеет и не хватает светового дня, уже достаточно прохладно. В общем, много всего, но это действительно теряет остроту со временем, и хочется снимать снова и снова.
Почему я решила снять этот фильм, спрашиваете?
Мне очень захотелось поразмышлять на тему того, а что будет, если человечество получит то, что сильно хочет получить — бессмертие. Вся история строится вокруг молодой и старой пар, они вынуждены вечно наблюдать за жизнью друг друга. И то счастье и эйфория медленно уступают место ненависти друг к другу. В фильме я пытаюсь поднять философские проблемы, это фильм-размышление, фильм, который строится в обратной хронологии — течение жизни от наших дней до начала времен. Мне очень интересно, как режиссеру, закладывать в действие маленькие загадки, свои мысли, крючки, чтобы зритель медленно распутывал эту паутину и это вдохновляло бы его на мысли и на чувства, желательно позитивного плана.
В Волгограде на фестивале мне было очень интересно наблюдать, как смотрят мое кино. Наверное, практически все режиссеры стремятся к тому, чтобы посмотреть эту бесценную реакцию. На «Волгоградском факеле» прекрасный зритель. У нас был полный зал, атмосфера в воздухе витала дружелюбная и заинтересованная. В общем, мои впечатления самые положительные как от фестиваля, так и от города и его жителей в целом».