4 мая знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин отмечает 75-летие. Он родился в 1943 году в Москве. Окончил художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. После многочисленных арестов выставок в 1971 году власти выслали Шемякина из СССР. После эмиграции художник жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. Сегодня его знает весь мир, но, несмотря на жизнь за рубежом, он остается русским художником. Ко дню рождения АиФ.ru вспоминает его самые известные работы.
Читайте также: Вера Михаила Шемякина. Художник - об отце, схватке с КГБ и смысле жизни
Памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге — один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».
Мемориал «Жертвам политических репрессий» в Санкт-Петербурге. «Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, — рассказывает Шемякин. — Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов — олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними — стилизованное тюремное окно с решеткой. Так отражена жизнь страны — одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».
Скульпутрная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Самый скандальный памятник Шемякина был установлен в 2001 году на Болотной площади в Москве. Он состоит из 15 скульптур: в центре композиции — двое детей с завязанными глазами, у ног которых лежат книги Пушкина, а фигуры окружают 13 «взрослых» пороков.
Монумент «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» — памятник, установленный в городе Гусеве, посвященный памяти русских солдат и офицеров, погибших в Гумбинненском сражении 20 августа 1914 года. В центре композиции три фигуры: солдат, распятый на «колесе судьбы», и две женщины, протягивающие к нему руки, — вдова и мать. Пьедестал памятника выполнен в виде разрушенных во время бомбардировок шкафов, в обломки которых вмонтированы фотографии, карты и военная документация тех времен.
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре. Особая страница в жизни Шемякина – дружба с Высоцким, с которым он познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году. В центре композиции — фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа — мужчина в плаще, олицетворяющий «черного человека». Слева на фоне решетки — надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру — женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу.
Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» — по одной на каждый год жизни легендарного актера. На фото: иллюстрация к песне «Гербарий», 1987 год.
Михаил Шемякин стал автором эскизов (костюмов, масок, декораций) и работал над либретто к балету «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра в 2001 году. На фото: репродукция эскиза Шемякина «Крысы-офицеры».
Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Нос». 1985 год.
Картина «Бухенвальд», 1989 год.
Автопортрет, 1986-1989 годы.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге — один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».
Мемориал «Жертвам политических репрессий» в Санкт-Петербурге. «Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, — рассказывает Шемякин. — Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов — олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними — стилизованное тюремное окно с решеткой. Так отражена жизнь страны — одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».
Скульпутрная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Самый скандальный памятник Шемякина был установлен в 2001 году на Болотной площади в Москве. Он состоит из 15 скульптур: в центре композиции — двое детей с завязанными глазами, у ног которых лежат книги Пушкина, а фигуры окружают 13 «взрослых» пороков.
Монумент «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» — памятник, установленный в городе Гусеве, посвященный памяти русских солдат и офицеров, погибших в Гумбинненском сражении 20 августа 1914 года. В центре композиции три фигуры: солдат, распятый на «колесе судьбы», и две женщины, протягивающие к нему руки, — вдова и мать. Пьедестал памятника выполнен в виде разрушенных во время бомбардировок шкафов, в обломки которых вмонтированы фотографии, карты и военная документация тех времен.
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре. Особая страница в жизни Шемякина – дружба с Высоцким, с которым он познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году. В центре композиции — фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа — мужчина в плаще, олицетворяющий «черного человека». Слева на фоне решетки — надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру — женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу.
Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» — по одной на каждый год жизни легендарного актера. На фото: иллюстрация к песне «Гербарий», 1987 год.
Михаил Шемякин стал автором эскизов (костюмов, масок, декораций) и работал над либретто к балету «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра в 2001 году. На фото: репродукция эскиза Шемякина «Крысы-офицеры».
Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Нос». 1985 год.
Картина «Бухенвальд», 1989 год.
Автопортрет, 1986-1989 годы.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|