Примерное время чтения: 14 минут
1169

Вальсы на вокзале. Эксперт о возрождении музыкального центра в Павловске

Павловский музыкальный вокзал.
Павловский музыкальный вокзал. Commons.wikimedia.org

Небольшой Павловск под Петербургом хорошо известен своими дворцами и прекрасным парком. Однако немногие знают, что в XIX веке этот город на весь мир прославили железная дорога, музыка и вокзал. 

Как же оказались связанными эти, казалось бы, не сочетаемые вещи? Какова история Павловского музыкального вокзала? И можно ли сегодня восстановить уникальное здание и сделать его одним из культурных центров города и страны? Об этом «АиФ.ru» рассказал председатель Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов.

Алексей Борисович, в наши дни сложно представить, что вокзал объединён с концертной площадкой. Хотя для петербургской элиты XIX века это было совершенно обыденным явлением. Как же возник Павловский вокзал и почему он стал музыкальным?

 Все началось, когда в России решили проложить первую железную дорогу. Направление Санкт-Петербург — Павловск выбрали не случайно. Там были царские резиденции, места отдыха знати, интеллигенции. Для реализации проекта пригласили строителя «чугунок» в Чехии и Австрии Франца фон Гестнера. Он и предложил с целью повышения рентабельности открыть при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок. В докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» инженер писал: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого». В свою очередь Гестнер взял идею от английского «Воксолл» (Vauxhall)  места близ Лондона, куда люди приходили погулять, поужинать и одновременно послушать музыку. Такие «воксоллы» вскоре широко распространились по миру. В России они получили название «воксал». Отсюда и пошло современное слово «вокзал» как помещение для пассажиров. 

 При проектирования вокзалов архитекторам приходилось решать сложные задачи с освещением, вентиляцией, акустикой. Таким образом, здания становились передовыми для своего времени. А каким с точки зрения инженерных решений был Павловский вокзал?

 Здание было совершенным как технически, так и эстетически. Мне оно напоминает Казанский собор  такие же два крыла. Поражает размер большого концертного зала, где свободно размещались три тысячи человек. В общей сложности было открыто восемь буфетов, ресторан, сад с фонтанами. А в 1875-м по проекту Бенуа поблизости возвели Павловский театр. Об акустике говорит то, что здесь неоднократно выступали самые знаменитые композиторы и дирижеры, симфонические оркестры, певцы. 

— Судя по всему, строительство обошлось в солидную сумму.

— Проект оказался очень дорогим. Спас положение Николай I, который был большим поклонником железных дорог, особенно паровозных. По сути, это был эксперимент. Ведь никто не знал, как рельсы, полотно поведут себя суровой русской зимой. Надо ли их чистить, насколько всё надежно? Поддержал император и идею создания в Павловске вокзала как места отдыха. Время показало, что решение приняли абсолютно правильное.

— Вокзал всегда «зеркало общества». В XIX веке пассажиры делились на классы, существовали павильоны для знати. А на концертах тоже наблюдалось социальное расслоение или в Павловске царила демократия?

— Сначала предполагалось, что на музыкальных представлениях будет присутствовать высший свет, знать. Но постепенно, с развитием железной дороги круг зрителей значительно расширился. В одном вагоне, а затем концертном зале могли оказаться как богачи, так и представители интеллигенции, среднего сословия. Вполне демократично для того времени. Приходил и простой народ, студенты, но в основном прекрасной музыкой наслаждалась просвещенная, обеспеченная публика.

— Есть ли у вас какая-то самая любимая история про Павловский вокзал?

— Да, история выступлений Иоганна Штрауса. «Король вальсов» давал в Павловске концерты 10 сезонов подряд, с 1856 по 1865 год. Для его выступлений устроили отдельный зал, так как композитор категорически отказался играть в ресторане. Именно Штраусу принадлежит заслуга превращения вокзала из ресторана, где обедают под музыку, в место, куда специально приезжали, чтобы послушать оркестры и знаменитых певцов.

— Штраус очень любил Павловск, с удовольствием сюда приезжал. Что неоднократно подчеркивал в своих письмах. Правда, известно, что ему щедро платили.

— По контракту с дирекцией Царскосельской железной дороги маэстро полагалось около 25-27 тысяч рублей в год. Баснословные по тем временам деньги. Такого гонорара нигде в Европе он бы не получил. Дирижировал Штраус шесть дней в неделю. Концерты начинались в семь вечера и продолжались до отхода последнего поезда. «Живут лишь в России!»  писал великий романтик на родину в Вену. Прибавьте к этому большой успех, знакомство с семьей императора и высшим обществом. Поклонники в буквальном смысле носили его на руках. Не случайно именно в Павловске он написал свои лучшие произведения тех лет. Зародилась и настоящая любовь к юной аристократке,  он даже хотел жениться. К сожалению, из-за разницы в происхождении, титулах красивый роман закончился разлукой. 

— В концертах в Павловском вокзале участвовали и другие знаменитости. Как же из места, где звучала лёгкая музыка, он стал центром высокой культуры?

— Сначала устроители думали сосредоточиться на балах и ресторане, но затем здесь стала звучать серьезная классика. Вскоре Павловский вокзал стал первым залом в Российской империи, где давали концерты симфонические оркестры. Дирижировали выдающиеся музыканты того времени: Глиэр, Глазунов, Лядов, Стравинский, Рахманинов. На сцену не раз выходили Фигнер, Венявский, Вяльцева и другие всемирно известные мастера. В зале в качестве слушателей не раз присутствовали Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Бальзак, Серов, Дюма, Баланчин и многие другие выдающиеся личности. Здесь в 1914 состоялось одно из последних выступлений в России великой Анны Павловой. Она показывала свои гениальные миниатюры, в том числе «Умирающего лебедя». Первое значительное симфоническое произведение Чайковского было исполнено в Павловске. Также на его сцене впервые прозвучал знаменитый «Вальс-фантазия» Глинки. Впоследствии современники назвали его «Павловский вальс», а вокзал  «первой русской филармонией».

— Показательно, что вокзал не пустовал даже во время революции и гражданской войны.

— В советское время здесь был создан первый государственный симфонический оркестр, затем переименованный в оркестр академической филармонии. Концерты шли почти ежедневно, а за пультом стоял сам Глазунов. В павловском вокзале после событий 1917 нередко пел Фёдор  Шаляпин! Звучал голос и Леонида Собинова  великого русского тенора начала ХХ века. В голодном, холодном 1918 был создан и играл первый в нашей стране ансамбль народных инструментов под руководством Василия Андреева. В мае 1938 года в артистической среде торжественно отмечалось столетие Павловского вокзала. Смолкла музыка только в августе 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Ленинграду. В войну здание вокзала было полностью разрушено.

 Памятник Штраусу в Павловске.
Памятник Штраусу в Павловске. Фото: Commons.wikimedia.org

— Почему же при такой богатой истории до сих пор не предпринималось попыток восстановить этот уникальный культурный центр? Например, в послевоенные годы.

— Для меня это загадка. Отчего Петергоф, Царское Село, Гатчину возродили из руин, а Павловский вокзал  нет. Кстати, при современных технологиях это не так сложно сделать. Причем не повредив уже сложившийся за последние десятилетия архитектурный ансамбль. Нужно взять рекогносцировочные планы, а они сохранились в архивах, посмотреть схему станции. Сейчас от вокзала остался один фонарь, правда, очень красивый, и установлен памятный камень с мраморной доской. Но не обязательно строить именно на прежнем месте, можно в районе парка. Было бы желание! 

— Сейчас многое изменилось, и мы можем посещать  различные театры, концертные залы. Даже присутствовать благодаря интернету на мировых оперных премьерах. Насколько, с учетом современной жизни, интересна идея восстановления вокзала как музыкальной площадки?

— Мне кажется, проект вызвал бы огромный интерес. Возрождение концертов в Павловске обогатило бы нашу культуру, стало явлением всероссийского масштаба. Здесь можно проводить и международные конкурсы. Так, большой популярностью пользуется вагнеровский фестиваль в маленьком немецком городке Байройт. Тысячи людей приезжают ежегодно в Зальцбург, чтобы послушать Моцарта. А у нас был бы Павловск  историческое место, связанное с первой русской железной дорогой, Прокофьевым, Штраусом, Павловой  великими людьми своего времени. Если все правильно сделать, не сомневаюсь в грандиозном успехе. 

 В 2019 году появилась информация о планах по восстановлению вокзала в Павловске. Существует ли конкретный проект или пока это пожелания? 

— Об общем стремлении города и РЖД сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов. Хорошее обнадеживающее известие. Уверен, что все получится, ведь опыт есть. Посмотрите, как востребован музей железных дорог на Балтийском вокзале, открытый три года назад. Также можно объединить поездку в Павловск с посещением Витебского вокзала  первого железнодорожного терминала в России. А если ещё поедем на паровозах, как пассажиры XIX века, это сразу добавит драйва и популярности. Уверен, нам под силу возродить уникальный музыкальный центр в Павловске. И мы ещё будем говорить друг другу: «Поедем слушать вальсы на вокзал!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах