482

В XVIII век на карнавал. Выставка «Под маской Венеции» в парке «Царицино»

Музей-заповедник «Царицыно».
Музей-заповедник «Царицыно». пресс-служба парка «Царицыно»

27 апреля в музее-заповеднике «Царицыно» откроется выставка «Под маской Венеции». На ней впервые в России будут представлены более 100 оригинальных экспонатов из Фонда городских музеев Венеции  Дворца дожей, музеев Коррер и Ка'Реццонико. Экспозицию дополнят предметы из собраний ГМИИ имени Пушкина, Государственного исторического музея, музея-усадьбы «Архангельское». Выставка продлится до 29 августа. Накануне открытия АиФ.ru поговорил с генеральным директором музея-заповедника «Царицыно» Елизаветой Фокиной о том, что увидят посетители и какое путешествие им предстоит, а также о том, что такое карнавал в Венеции триста лет тому назад.

Генеральный директор государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
Генеральный директор государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

Игорь Карев, АиФ.ru: Кураторы выставки обещают посетителям путешествие во времена Венецианской республики XVIII века. Как такой перенос будет достигнут и что покажут на выставке?

Елизавета Фокина: Мы постараемся отправить наших посетителей в воображаемое путешествие на венецианский карнавал и расскажем о разных гранях жизни города на воде в XVIII столетии. В залах Хлебного дома архитектор Юлия Наполова возвела замечательную застройку, которая местами повторяет конкретные элементы венецианских дворцов, а где-то напоминает о бликах воды на сводах мостов и фасадах палаццо или переносит в узкие переулочки Венеции. Конечно, главными рассказчиками на выставке станут подлинные экспонаты из Венеции. Мы привезли более сотни редких и значимых картин, гравюр, произведений декоративно-прикладного искусства, нарядов, аксессуаров, и каждый из них готов рассказать свою историю. Кованый нос гондолы XVII века, как будто кружевной, хрупкие стеклянные плоды, кокетливые туфельки из шелка, полотна знаменитого венецианца Пьетро Лонги и его мастерской.

Кроме того, на выставке есть зона с экспонатами, которые можно потрогать, и парфюмерная экспозиция, которую мы создали совместно с нашими партнерами, брендом Acqua di Parma  она расскажет об ароматах путешествий венецианских купцов. Мы постарались сделать так, чтобы посетители воспользовались всеми органами чувств, тем самым полноценно погружая их в темы выставки.

Карнавальные маски «ларва».
Карнавальные маски «ларва». Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

— В чем уникальность этой выставки для российских музеев?

— В 2020-2021 годах количество выставочных проектов из других стран в отечественных музеях значительно сократилось  виной тому пандемия. Мы планировали открытие этой выставки в апреле 2020 года, но смогли реализовать ее только сейчас и с большим сочувствием относимся к нашим коллегам из других российских музеев, чьи планы на «привозные» проекты, как и наши, были изменены или даже отменены из-за эпидемиологической ситуации. Тем важнее для нас было все же привезти этот проект, основанный на предметах из собраний Фонда городских музеев Венеции, но дополненный блестящими произведениями из отечественных коллекций. Не уникальная, но достаточно редкая особенность «Под маской Венеции»  этот проект был разработан в сокураторстве Кьярой Скуарчиной, руководителем палаццо Мочениго, музея кружева на острове Бурано и музея стекла на острове Мурано, входящих в Фонд городских музеев Венеции, и нашей коллегой из музея-заповедника «Царицыно», искусствоведом, специалистом по искусству Италии Дарьей Колпашниковой. То есть это пример плодотворного сотворчества русских и итальянских специалистов.

Веер-плие «Приём у венецианского дожа».
Веер-плие «Приём у венецианского дожа». Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

— Зрителям будет предложено два варианта знакомства со старой Венецией. В чем разница этих двух вариантов и для кого они, на ваш взгляд, предназначены?

 Кураторы придумали необычный способ обыграть пространства царицынского Хлебного дома, архитектурные элементы которого сами по себе напоминают венецианские палаццо. Посетителей будет ждать развилка, и поворот налево будет таить за собой визит во дворец венецианского вельможи с посещением гостиной, будуара и кабинета, а также путешествие в далекую страну. А повернув направо, наши посетители окажутся в гуще карнавальных увеселений, посетят казино, где смогут сыграть в одну из азартных игр XVIII века, а также познакомятся с суровой изнанкой праздника. Проект «Под маской Венеции» получился настолько многогранным и насыщенным, что каждый найдет что-то свое: увлекательное путешествие по Венеции для тех, кто соскучился по дальним странам (а это ведь все мы!), замечательные произведения искусства для ценителей итальянской живописи, графики, стекла, интерактивные квесты по экспозиции для семейной аудитории.

Регата на Большом канале.
Регата на Большом канале. Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

— Отличается ли, на ваш взгляд, венецианский карнавал 18 века от того, что регулярно проводится в наше время?

 Да, конечно  венецианский карнавал в XVIII веке был образом жизни для венецианцев, и маска позволяла горожанам и гостям города скрывать свои личности и передвигаться инкогнито. Венеция была городом секретов и тайн, городом, где можно было веселиться и простолюдинам, и аристократам, не боясь навредить своей репутации. Сейчас сложно представить себе, что венецианский карнавал  а традиция «карнавалить» в Венеции появилась уже в XI веке  начинал свою историю без масок, их начали носить намного позже. Падение Венецианской республики в 1797 году и оккупация войсками Наполеона прервали традицию ежегодных карнавальных гуляний. Их возобновили лишь в 1979 году, и теперь эта красочная реконструкция гармонично вплелась — вернулась — в современную жизнь Венеции.

Однако и в прошлом, и в наши дни карнавал был притяжением для гостей со всего света. В XVIII веке Венеция была традиционной финальной точкой Гран-тур, путешествия европейских аристократов, которое они совершали в воспитательных целях, и сегодня туристы тоже стремятся попасть на венецианский карнавал, чтобы стать частью этой нарядной толпы.

Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца.
Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца. Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

 Будет ли показана связь Венеции XVIII века с Россией?

 Да, обязательно. Любопытно, что история русско-венецианских отношений началась еще в XV веке, во времена Ивана III, но для нас как для «обитателей» дворцово-паркового комплекса, задуманного в XVIII веке, было особенно интересно обратить внимание на связи между Венецианской республикой и Российской империей времен Екатерины Великой. Целый зал выставки будет посвящен «Путешествию венецианцев в Россию»  в первую очередь знаменитого авантюриста Джакомо Казановы. Мы увидим роскошь русского праздника глазами Казановы  с помощью предметов из собраний Государственного Исторического музея, музея-усадьбы «Останкино», музея-усадьбы «Архангельское» и нашего музея-заповедника  и вместе с ним попробуем приблизиться к императрице Екатерине II. Чтобы раскрыть эту тему, на выставке будут также представлены два видеофильма: о русских в Венеции и о венецианцах в России. 

Фужеры и рюмки.
Фужеры и рюмки. Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

 Сейчас во многих странах действуют коронавирусные ограничения. Эти ограничения повлияли на организацию выставки? Легко ли было организовать сотрудничество с музеями Венеции в подобных условиях и удалось ли полностью реализовать кураторский замысел?

 Нам повезло, что планировать выставку мы начали еще в 2019 году и что успели встретиться с венецианскими коллегами, поговорить с ними лично, до начала пандемии. Были и трудности  за время подготовки выставки Венеция пережила тяжелейшее наводнение, а вся планета изменила свою жизнь из-за пандемии. Но мы можем с гордостью отметить, что смогли не изменить изначально задуманный список экспонатов и собрать все, о чем мечтали. Сам процесс работы с коллегами из Фонда городских музеев Венеции был крайне воодушевляющим. Поддержали наш проект и коллеги из российских музеев, и отечественные исследователи итальянского искусства.

Накануне открытия выставки мы издали каталог к этому проекту  настоящий путеводитель по Венеции XVIII века, а также яркую детскую книжку-гармошку Дарьи Колпашниковой «День и ночь в Венеции» о путешествии на карнавал.

Крылатый лев.
Крылатый лев. Фото: пресс-служба парка «Царицыно»

 Будет ли экспозиция в Хлебном доме дополнена какими-то онлайн-программами?

 Мы долго ждали этот проект и планировали его параллельную программу, и мы рады иметь возможность проводить вживую лекции, детские мероприятия и даже лагерную смену, посвященную Венеции. Но мы планируем и ряд мероприятий, которые будут транслироваться онлайн  экскурсии, лекции, научно-практическая конференция, которую мы организуем совместно с Итальянским институтом культуры в Москве и МГУ имени Ломоносова. Что касается самой экспозиции  мне кажется, ничто не может заменить подлинные эмоции от встречи с произведениями искусства, поэтому мы будем очень ждать вас в Царицыне.

Выставка «Под маской Венеции» пройдет с 27 апреля до 29 августа 2021 года.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах