Как гуляем в этом месяце?
Что Москва предлагает регионам копировать без раздумий? Конечно, веселье. Например, фестиваль «Московская весна А Сappella», который закончился на прошлой неделе, посетили 6 млн гостей. Это отличный пример, когда массовое мероприятие не опирается на праздник с вековой историей и при этом приносит городу доход и отличную репутацию.
«Сложно представить себе несколько лет тому назад, что на площади, заставленные машинами и ларьками, придут музыкальные коллективы и будут петь на всех площадках — даже на балконах и лестницах — в центре города и в округах», — говорит мэр С. Собянин. Кстати, его участие во всех фестивалях только добавляет им популярности. «Из меня певец — как балерина. Ещё в детстве учительница сказала, что мне медведь на ухо наступил. Учитывая место моего рождения — вполне возможно. Но, когда иностранцы на фестивале „A Cappella“ поют песни военных лет, не поддержать их невозможно, — написал он в своём блоге. — Гран-при конкурса #МосковскаяВесна A Cappella, по мнению жюри, завоевала американская группа Six Appeal. Воистину для песни нет границ, барьеров и санкций. Песня — это мост дружбы».
Этой весной градоначальник подробно рассказал о том, как столица, организуя досуг для москвичей, одновременно создала приманку для туристов: «Что это за чудо — „Московские сезоны“? Какие могут быть уличные фестивали в нашем суровом по европейским меркам северном городе?
По мере благоустройства и наведения порядка на улицах Москвы естественным образом появился спрос и на уличную активность. Массовые культурные мероприятия, которые ранее ограничивались отдельными парками и закрытыми залами, начали выходить на улицы и площади.
Сначала в 2012 году мы провели одну-единственную „Страсбургскую ярмарку“ на Манежной, которая чуть не лопнула из-за наплыва гостей. Через год с огромным успехом прошёл полномасштабный фестиваль „Путешествие в Рождество“. Затем к нему добавились весенние, летние и осенние фестивали, составившие цикл „Московские сезоны“. В 2017-м участниками сезонов стали 62 млн москвичей и туристов. Уже в этом году, несмотря на снег и мороз, с успехом прошёл масленичный фестиваль».
Устраивать праздники на улице в любую погоду — теперь изюминка Москвы, которая превратилась в традицию всего за несколько лет.
Дивиденды от веселья
Может показаться, что столица в глубоком минусе из-за астрономических трат на украшения, иллюминации, бесплатные мастер-классы, гонорары артистам и музыкантам, сувениры. Но это не так. Скептикам в регионах, которые не решаются сделать ставку на событийный туризм, стоит знать, что ежегодно Москва получает 700 млрд руб. дохода именно благодаря гостям. Их привлекает не только благоустроенный город (европейцев этим не удивишь), а в первую очередь бесплатные общедоступные уличные активности (см. инфографику).
«Поводов приехать в Москву всегда более чем достаточно, — считает заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. — Подчеркнуть наши преимущества в сравнении с другими туристическими направлениями как раз и призван цикл „Московские сезоны“. Его самое масштабное событие — фестиваль „Путешествие в Рождество“, уже хорошо известный за рубежом и прочно закрепившийся в мировом событийном календаре». Это действительно так. Авторитетное американское издание The Wall Street Journal включило Москву в пятёрку городов, где стоит провести зимние праздники именно благодаря «Путешествию». Не менее известный журнал National Geographic тоже добавил российскую столицу в семёрку городов, рекомендуемых для путешествий. И такую репутацию мы завоевали не только благодаря достопримечательностям и богатейшим музеям (хотя их коллекции прекрасны) — это признание того, что событийный туризм в Москве на высшем уровне.