1 марта исполняется 151 год со дня рождения поэта, писателя, публициста и драматурга Фёдора Сологуба. В памятный день АиФ.ru публикует отрывок из самого известного его романа «Мелкий бес». Книгу о жизни провинциального городка автор писал около 10 лет, ещё несколько лет ушло на «штурм» различных редакций и издательств. В конце концов необычный роман согласились опубликовать — причём публике он настолько понравился, что ещё при жизни автора «Мелкого беса» переиздавали 10 раз.
***
– Душенька, Варвара Дмитриевна, — торопливо заговорила Грушина, едва только Варвара переступила порог её дома, — какую я вам новость скажу, вы просто ахнете.
– Ну, какая там новость? — ухмыляясь, спросила Варвара.
– Нет, вы только подумайте, какие есть на свете низкие люди! На какие штуки идут, чтобы только достичь своей цели!
– Да в чём дело-то?
– Ну вот, постойте, я вам расскажу.
Но хитрая Грушина прежде начала угощать Варвару кофеем, потом погнала из дома на улицу своих ребятишек, причём старшая девочка заупрямилась и не хотела итти.
– Ах, ты, негодная дрянь! — закричала на неё Грушина.
– Сама дрянь, — отвечала дерзкая девочка и затопала на мать ногами.
Грушина схватила девочку за волосы, выбросила из дому на двор и заперла дверь…
– Тварь капризная, — жаловалась она Варваре, — с этими детьми просто беда. Я одна, сладу нет никакого. Им бы отца надо было.
– Вот замуж выйдете, будет им отец, — сказала Варвара.
– Тоже какой ещё попадётся, голубушка Варвара Дмитриевна, — другой тиранить их начнёт.
В это время девочка забежала с улицы, бросила в окно горсть песку и осыпала им голову и платье у матери. Грушина высунулась в окно и закричала:
– Я тебя, дрянь этакая, выдеру, — вот ты вернись домой, я тебе задам, дрянь паршивая!
– Сама дрянь, злая дура! — кричала на улице девочка, прыгала на одной ноге и показывала матери грязные кулачки.
Грушина крикнула дочке:
– Погоди ты у меня!
И закрыла окно. Потом она села спокойно, как ни в чём не бывало, заговорила:
– Новость-то я вам хотела рассказать, да уж не знаю. Вы, голубушка Варвара Дмитриевна, не тревожьтесь, они ничего не успеют.
– Да что такое? — испуганно спросила Варвара, и блюдце с кофе задрожало в её руках.
– Знаете, нынче поступил в гимназию, прямо в пятый класс, один гимназист, Пыльников, будто бы из Рубани, потому что его тётка в нашем уезде имение купила.
– Ну, знаю, — сказала Варвара, — видела, как же, ещё они с тёткой приходили, такой смазливенький, на девочку похож и всё краснеет.
– Голубушка Варвара Дмитриевна, как же ему не быть похожим на девочку, — ведь это и есть переодетая барышня!
– Да что вы! — воскликнула Варвара.
– Нарочно они так придумали, чтобы Ардальона Борисыча подловить, — говорила Грушина, торопясь, размахивая руками и радостно волнуясь оттого, что передаёт такое важное известие. — Видите ли, у этой барышни есть двоюродный брат-сирота, он и учился в Рубани, так мать-то этой барышни его из гимназии взяла, а по его бумагам барышня сюда и поступила. И вы заметьте, они его поместили на квартире, где других гимназистов нет, он там один, так что всё шито-крыто, думали, останется.
– А вы как узнали? — недоверчиво спросила Варвара.
– Голубушка Варвара Дмитриевна, слухом земля полнится. И так сразу стало подозрительно: все мальчики — как мальчики, а этот — тихоня, ходит как в воду опущенный. А по роже посмотреть — молодец молодцом должен быть, румяный, грудастый. И такой скромный, товарищи замечают: ему слово скажут, а он уж и краснеет. Они его и дразнят девчонкой. Только они думают, что это так, чтобы посмеяться, не знают, что это — правда. И представьте, какие они хитрые: ведь и хозяйка ничего не знает.
– Как же вы-то узнали? — повторяла Варвара.
– Голубчик Варвара Дмитриевна, чего я не узнаю! Я всех в уезде знаю.
Как же, ведь это всем известно, что у них ещё мальчик дома живёт, таких же лет, как этот. Отчего же они не отдали их вместе в гимназию? Говорят, что он летом болен был, так один год отдохнёт, а потом опять поступит в гимназию.
Но всё это вздор — это-то и есть гимназист. И опять же известно, что у них была барышня, а они говорят, что она замуж вышла и на Кавказ уехала. И опять врут, ничего она не уехала, а живёт здесь под видом мальчика.
– Да какой же им расчёт? — спросила Варвара.
– Как какой расчёт! — оживлённо говорила Грушина. — Подцепит какого-нибудь из учителей, мало ли у нас холостых, а то и так кого-нибудь.
Под видом-то мальчика она может и на квартиру притти, и мало ли что может.
Варвара сказала испуганно:
– Смазливая девчонка-то.
– Ещё бы, писаная красавица, — согласилась Грушина, — это она только стесняется, а погодите, попривыкнет, разойдётся, так она тут всех в городе закружит. И представьте, какие они хитрые: я, как только узнала об этаких делах, сейчас же постаралась встретиться с его хозяйкой, — или с её хозяйкой, — уж как и сказать-то не знаешь.
– Чистый оборотень, тьфу, прости господи! — сказала Варвара.
Отрывок из романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес»