Государственный музей имени Пушкина и галерея Уффици договорились о проведении в России выставки итальянского художника Рафаэля.
Научная экспозиция получила название «Рафаэль. Поэзия образа. Из музеев Италии». Она будет включать десять работ живописца, в том числе те, которые ранее не выставлялись за пределами Италии, а также признанные шедевры мастера.
Презентацию будущей выставки во вторник, 12 июля, провели в посольстве Италии в России. На мероприятии представители Пушкинского музея и галереи Уффици подписали договор о сотрудничестве.
Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини отметил, что российская публика в последние годы демонстрирует необычайный интерес к творчеству итальянских мастеров эпохи Возрождения. Он заявил, что выставка Рафаэля, которого многие считают величайшим живописцем в истории, запомнится посетителям надолго.
Глава Пушкинского музея Мария Лошак и директор Уффици Айке Шмидт выразили уверенность, что совместная выставка – это первый шаг в научно-образовательном сотрудничестве двух учреждений культуры.
Выставка Рафаэля откроется в ГМИИ имени А.С. Пушкина 13 сентября и продлится до 11 декабря.
Покоритель возрожденного Рима: жизнь Рафаэля в картинах
Рафаэль с детства был приучен к искусству – его отец Джованни Санти был художником и поэтом, так что свою первую фреску будущий классик написал уже в пятнадцать лет. Правда, всего через три года он остался круглым сиротой – в 1501-м году умерла его мать Марджи Чала, а отца не стало, когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет.
© Public Domain / Автопортрет Рафаэля Санти, 1499 год
В 18 лет Рафаэль отправился на заработки в Перуджу и работал по заказу. Но уже в 1502-м художник возвращается в родной Урбино, где пишет свою первую Мадонну – «Мадонну Салли».
© Public Domain / «Мадонна Салли», Рафаэль Санти, 1504 год
Образ Мадонны в живописи Рафаэля впоследствии станет ключевым. Рано потерявший родителей художник воплощает в сдержанных канонических образах небольшие детали. Это позволяет несколько расширить интерпретацию фигуры Мадонны, не выходя за рамки классической формы и композиции.
© Public Domain / «Мадонна Диоталеви», Рафаэль Санти, 1504 год
В конце 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию, знакомится с да Винчи, Микеланджело, Фра Бартоломео и другими художниками. 21-летний художник постоянно учится у более опытных мастеров и совершенствует собственную технику. Вместе с этим Рафаэль пользуется всё большей популярностью и получает всё больше заказов.
© Public Domain / «Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем», Рафаэль Санти, 1506 год
Во Флоренции Рафаэль написал около двадцати Мадонн. Взаимодействие фигур на его полотнах становится чуть более непосредственным, а сложные пейзажные фоны выдают кисть опытного мастера.
© Public Domain / «Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год
Именно во Флоренции Рафаэль познакомился с Донато Браманте, знаменитым архитектором. Вместе с ним художник переезжает в Рим и по протекции 64-летнего мастера становится официальным художником папского двора.
© Public Domain / «Богословские добродетели», Рафаэль Санти, 1508 год
Первым поручением Рафаэлю стала роспись станца делла Сеньятура Ватиканского дворца. Художник написал фрески на тему четырёх видов интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.
© Public Domain / Фреска «Парнас» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
Наиболее выдающейся фреской считается «Афинская школа», символизирующая философию. На ней изображены свыше 20 знаменитых философов, включая Эпикура, Пифагора, Сократа, Диогена и многих других. В центре композиции расположены Платон и Аристотель.
© Public Domain / Фреска «Афинская школа» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
Работы Рафаэля сразу же были высоко оценены папой Юлием II. Художник получил ещё ряд заказов, для выполнения которых набрал учеников – они рисовали по эскизам Рафаэля, которому на тот момент ещё не исполнилось и 30 лет.
© Public Domain / Фреска «Триумф Галатеи», Рафаэль Санти, 1512 год
Параллельно Рафаэль пишет портреты. Среди них в 1512 году появился портрет папы Юлия II. Современники утверждали, что при виде этой картины «люди трепетали, как при живом папе». Художник же стал известен на всю Европу и фактически превратился в живого классика.
© Public Domain / Портрет папы Юлия II, Рафаэль Санти, 1512 год
В 1514 году именитый художник написал одну из своих величайших работ – фреску «Освобождение апостола Петра из темницы». Здесь во всей красе проявилась мастерство художника в работе со светом и тенью. При этом сама фреска расположена над окном и смотрящий на неё человек отчасти ослеплён солнечным светом из окна.
© Public Domain / Фреска «Освобождение апостола Петра из темницы», Рафаэль Санти, 1514 год
В то же время Рафаэль завершает работу над «Сикстинской Мадонной» - одной из вершин Высокого Возрождения. Картина написана по заказу папы Юлия II в честь победы над французами и включения Пьяченцы в состав Папской области.
© Public Domain / «Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти, 1514 год
В 1514 году скончался Браманте, Рафаэль стал главным архитектором строившегося собора Святого Петра и должность главного хранителя древностей. В этот период художник создал ряд выдающихся портретов, но в свете коммерческого характера этих работ, превзойти успех «Сикстинской Мадонны» ни одна из них не смогла.
© Public Domain / Портрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
В последние годы в полотнах Рафаэля появился явный уклон в маньеризм – изображенные им фигуры стали более детальными в ущерб целостности образов. Тем не менее, художник продолжал писать на свои излюбленные сюжеты, а также выполнять коммерческие заказы.
© Public Domain / Пор«Ла Перла», Рафаэль Санти, 1520 годтрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
Рафаэль умер в 1502 году от лихорадки, которой заболел в Риме. Ему было 37 лет. Ни один из его учеников не добился сколь-нибудь значимого признания, неизвестно также, остались ли у него дети. Тем не менее, за свою недолгую жизнь он успел стать одним из величайших мастеров Высокого Ренессанса.
© Public Domain / «Автопортрет с другом», Рафаэль Санти, 1520 год
Покоритель возрожденного Рима: жизнь Рафаэля в картинах
Рафаэль с детства был приучен к искусству – его отец Джованни Санти был художником и поэтом, так что свою первую фреску будущий классик написал уже в пятнадцать лет. Правда, всего через три года он остался круглым сиротой – в 1501-м году умерла его мать Марджи Чала, а отца не стало, когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет.
© Public Domain / Автопортрет Рафаэля Санти, 1499 год
В 18 лет Рафаэль отправился на заработки в Перуджу и работал по заказу. Но уже в 1502-м художник возвращается в родной Урбино, где пишет свою первую Мадонну – «Мадонну Салли».
© Public Domain / «Мадонна Салли», Рафаэль Санти, 1504 год
Образ Мадонны в живописи Рафаэля впоследствии станет ключевым. Рано потерявший родителей художник воплощает в сдержанных канонических образах небольшие детали. Это позволяет несколько расширить интерпретацию фигуры Мадонны, не выходя за рамки классической формы и композиции.
© Public Domain / «Мадонна Диоталеви», Рафаэль Санти, 1504 год
В конце 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию, знакомится с да Винчи, Микеланджело, Фра Бартоломео и другими художниками. 21-летний художник постоянно учится у более опытных мастеров и совершенствует собственную технику. Вместе с этим Рафаэль пользуется всё большей популярностью и получает всё больше заказов.
© Public Domain / «Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем», Рафаэль Санти, 1506 год
Во Флоренции Рафаэль написал около двадцати Мадонн. Взаимодействие фигур на его полотнах становится чуть более непосредственным, а сложные пейзажные фоны выдают кисть опытного мастера.
© Public Domain / «Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год
Именно во Флоренции Рафаэль познакомился с Донато Браманте, знаменитым архитектором. Вместе с ним художник переезжает в Рим и по протекции 64-летнего мастера становится официальным художником папского двора.
© Public Domain / «Богословские добродетели», Рафаэль Санти, 1508 год
Первым поручением Рафаэлю стала роспись станца делла Сеньятура Ватиканского дворца. Художник написал фрески на тему четырёх видов интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.
© Public Domain / Фреска «Парнас» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
Наиболее выдающейся фреской считается «Афинская школа», символизирующая философию. На ней изображены свыше 20 знаменитых философов, включая Эпикура, Пифагора, Сократа, Диогена и многих других. В центре композиции расположены Платон и Аристотель.
© Public Domain / Фреска «Афинская школа» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
Работы Рафаэля сразу же были высоко оценены папой Юлием II. Художник получил ещё ряд заказов, для выполнения которых набрал учеников – они рисовали по эскизам Рафаэля, которому на тот момент ещё не исполнилось и 30 лет.
© Public Domain / Фреска «Триумф Галатеи», Рафаэль Санти, 1512 год
Параллельно Рафаэль пишет портреты. Среди них в 1512 году появился портрет папы Юлия II. Современники утверждали, что при виде этой картины «люди трепетали, как при живом папе». Художник же стал известен на всю Европу и фактически превратился в живого классика.
© Public Domain / Портрет папы Юлия II, Рафаэль Санти, 1512 год
В 1514 году именитый художник написал одну из своих величайших работ – фреску «Освобождение апостола Петра из темницы». Здесь во всей красе проявилась мастерство художника в работе со светом и тенью. При этом сама фреска расположена над окном и смотрящий на неё человек отчасти ослеплён солнечным светом из окна.
© Public Domain / Фреска «Освобождение апостола Петра из темницы», Рафаэль Санти, 1514 год
В то же время Рафаэль завершает работу над «Сикстинской Мадонной» - одной из вершин Высокого Возрождения. Картина написана по заказу папы Юлия II в честь победы над французами и включения Пьяченцы в состав Папской области.
© Public Domain / «Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти, 1514 год
В 1514 году скончался Браманте, Рафаэль стал главным архитектором строившегося собора Святого Петра и должность главного хранителя древностей. В этот период художник создал ряд выдающихся портретов, но в свете коммерческого характера этих работ, превзойти успех «Сикстинской Мадонны» ни одна из них не смогла.
© Public Domain / Портрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
В последние годы в полотнах Рафаэля появился явный уклон в маньеризм – изображенные им фигуры стали более детальными в ущерб целостности образов. Тем не менее, художник продолжал писать на свои излюбленные сюжеты, а также выполнять коммерческие заказы.
© Public Domain / Пор«Ла Перла», Рафаэль Санти, 1520 годтрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
Рафаэль умер в 1502 году от лихорадки, которой заболел в Риме. Ему было 37 лет. Ни один из его учеников не добился сколь-нибудь значимого признания, неизвестно также, остались ли у него дети. Тем не менее, за свою недолгую жизнь он успел стать одним из величайших мастеров Высокого Ренессанса.
© Public Domain / «Автопортрет с другом», Рафаэль Санти, 1520 год