Примерное время чтения: 4 минуты
465

Усадебный альбом. В Музее Тропинина откроется выставка художников XIX века

Поленов В. Д.  «Осень. Ока». Из собрания Музея В. А. Тропинина
Поленов В. Д. «Осень. Ока». Из собрания Музея В. А. Тропинина

Начиная с 26 сентября Музей Тропинина, расположенный в старинной усадьбе Масленниковых-Петуховых в заповедном Замоскворечье, будет принимать у себя великолепные графические композиции Марии Алексеевны Поленовой, матери художника Василия Поленова, предоставленные Музеем-заповедником В. Д. Поленова. 

Автодидакт, ученица Константина Молдавского, Мария Поленова умело совмещала воспитание детей и ведение домашнего хозяйства с занятиями живописью и рисунком, в чем демонстрировала талант и большой вкус. Виртуозная портретистка и рисовальщица запечатлела членов своего семейства. Кроме того, она сохранила в своих картинах образы крестьян Олонецкой и Тамбовской губерний, где были расположены родовые усадьбы Поленовых. Образцы интимного усадебного портрета вступают в диалог с произведениями Василия Тропинина и его современников, живописцев и графиков середины XIX столетия.

Тропинин В.А. Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е. Из собрания Музея В.А. Тропинина
Тропинин В. А. Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е. Из собрания Музея В. А. Тропинина

Живопись и графика XIX века

Тему высокого интереса к самообучению продолжает акварель кисти военного и общественного деятеля середины XIX века, увлекавшегося рисованием: Модеста Резвого («Портрет Ф. А. Резвой и М.А. Гассинг», 1838). Картина «Девочка с собакой» (Неизвестный художник, 1840-е) демонстрирует стиль в искусстве, который условно называется «примитивом» или «наивным реализмом». Это направление появилось в середине XIX века с работами крепостных, малоизвестных мастеров и художников-самоучек, внимание к которым лежит в основе выставки. 

Музей В. А. Тропинина покажет в новой экспозиции и два этюда кисти Василия Поленова из собственного собрания. Первый из них, романтическая пленэрная зарисовка «Осень. Ока», перенесёт зрителя в атмосферу, в которой, вдохновляясь красотой и многообразием русской природы, жил и творил художник.

Работы раннего («украинского») периода творчества Василия Тропинина и его более поздние произведения представлены на выставке живописью и графикой из собрания музея. В жанровом портрете «Девушка-украинка, собирающая сливы» (1820-е) художник намечает свой излюбленный тип женской красоты, впоследствии многократно им повторенный в портретах героинь из народа: прях, золотошвеек, кружевниц. 

Поленова М.А. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой. 1853 г. Из собрания Музея-заповедника В.Д. Поленова
Поленова М. А. «Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой». 1853 г. Из собрания Музея-заповедника В. Д. Поленова

Постоянные партнеры музея, коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие, участвовавшие во многих выставках, предоставили для проекта несколько произведений из своего собрания. Это два живописных полотна Василия Тропинина: изображение малороссийского лесоруба и портрет поэтессы Варвары Лизогуб. Ровесница Поленовой, представительница старого дворянского рода, Варвара Ипполитовна представляла нечастый в то время пример образованной дамы, не просто интересующейся творчеством, но и активно публиковавшейся и снискавшей похвалы видных литераторов своего времени. Графический портрет работы знаменитого берлинского художника Франца Крюгера, неоднократно приезжавшего в Россию по приглашению Николая I, позволит увидеть, как в Россию пришла мода на гризайльные портреты, столь любимые Марией Поленовой.

Вернисаж состоится 26 сентября с 18:00 до 21:00. А работать выставка будет с 26 сентября по 12 января 2020 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах