Третьяковке, в которой то Репина изрежут, то Куинджи украдут, надёжная защита, конечно, была необходима. Именно после кражи «Ай-Петри. Крым» в январе нынешнего года она и заказала систему третьего рубежа охраны для выставочных помещений на Крымском Валу и в Инженерном корпусе.
Надёжнее «Яхонта» защиты нет
Атомщики знали, что надёжнее «Яхонта» защиты нет. Во-первых, датчики их системы регистрируют изменения положения объекта по трём осям, а также вибрацию. Это значит, что реагируют они на любое вторжение в охраняемую зону и на любое физическое воздействие на объект контроля. По словам начальника отделения предприятия-разработчика Алексея Руднева, обойти или обхитрить эту систему нельзя практически никакими способами.
Во-вторых, информация от датчиков на пульт охраны передаётся по радиоканалу в широком спектре частот, а не узком, как у большинства охранных систем. «Это позволяет решать задачи безопасности без дорогостоящего повышения чувствительности приёмника», — поясняет Руднев.
Так обеспечивается устойчивость к помехам, а они, как известно, — основная беда радиоэфира. Но беда это становится не страшной именно потому, что передатчик транслирует данные на разные частоты. Приёмнику же достаточно принять хотя бы один сигнал, чтобы оценить состояние объекта контроля.
Но можно ли намеренно подавить радиоканал? Теоретически да, однако для этого воздействовать нужно кратно большей мощностью. У компактного источника помех просто не хватит мощности, чтобы заглушить всю полосу частот. Выполнить такую задачу сможет только аппаратура радиоэлектронной борьбы или спецоборудование для глушения. Но это уже большие комплексы, для которых одного грузовика мало — нужно подогнать их несколько. Для кражи картин столь мощное оснащение явно не годится.
Как изменились датчики?
Однако у существовавшей системы было одно «но», не позволяющее просто взять её и установить в Третьяковке. Это её размеры. Изначально датчик вместе с системами автономного питания и другой начинкой был весьма ощутимым предметом — блоком 30×20×15 см. Такой и в выставочном зале не очень уместен, а на картину точно не повесишь.
«Когда речь зашла об оснащении культурного объекта, на первый план выдвинулась компактность и эстетика. Нужно было в короткий срок изменить габариты, а все свойства сохранить. Потребовались новые инженерные и алгоритмические решения», — рассказывает Руднев.
Они были найдены, говорят атомщики. И в залах Третьяковки установили датчики размером с банковскую карту, только немного толще — 4 мм. Если прежний датчик можно было положить в солидный мужской портфель, то нынешний уместится и в кошельке. Как говорится, почувствуйте разницу. То есть речь идёт о совершенно иных технологиях.
«Яхонт» в миниатюре охранял работы Эдварда Мунка на недавней его выставке в Инженерном корпусе, сейчас служит службу на выставках Ильи Репина и Фёдора Захарова в здании Третьяковки на Крымском Валу, а также в зале Главного корпуса галереи, где выставлена Библия Пискатора.
«Крик» и «Отчаяние» Эдварда Мунка. Жизнь художника в картинах
Эдвард Мунк родился в 1863 году и уже в 16 лет поступил в техническую школу в Осло, однако затем перевёлся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, где учился под руководством Кристиана Крога.«Пейзаж. Маридален близ Осло», Эдвард Мунк, 1881 год
В 23 года Мунк впервые совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Под вдохновением от увиденных картин он написал «Больную девочку», в которой нашли отражение его воспоминания о болезни и смерти старшей сестры художника. «Больная девочка», Эдвард Мунк, 1886 год
Затем он переехал в Германию, где познакомился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой, которая стала для художника музой. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность» и «Поцелуй».«Мадонна», Эдвард Мунк, 1894 год
В 1889 году Мунк смог позволить себе купить дом в Осгордстранде, пейзажи которого вдохновляли художника в моменты усталости и истощения. Здесь он создал известный цикл работ «Фриз жизни», нашедший отражение в эмоциональных переживаниях Мунка.«Отчаяние», Эдвард Мунк, 1892 год
Кульминацией творчества Мунка того периода стала картина «Крик», знаковая работа в жанре экспрессионизма. Художнику удалось передать страх и отчаяние одинокого человека цветовой палитрой картины и изгибающимися линиями.«Крик», Эдвард Мунк, 1894 год
Затем Мунк пережил разрыв с богатой молодой норвежкой, которая вопреки его желанию настаивала на свадьбе, а в одной из ссор с друзьями он лишился пальца и был отправлен в психиатрическую клинику в Копенгагене.«Автопортрет с бутылкой вина», Эдвард Мунк, 1906 год
После этого случая стиль Мунка огрубел и поменялся в сторону более резкой манеры. Его поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркой контрастной палитрой.«Убийца на дороге», Эдвард Мунк, 1919 год
В 1920-х годах у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, и Мунк почти перестал писать. В последние десятилетия жизни к нему пришли слава и признание, а в 1933-м он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.«Волна», Эдвард Мунк, 1921 год
Мунк умер в январе 1944 года в Осло, где в 1963 году был открыт музей Мунка. Сейчас художник считается классиком экспрессионизма, а его работами вдохновлялись многие современные художники.«Автопортрет между часами и кроватью», Эдвард Мунк, 1943 год
«Крик» и «Отчаяние» Эдварда Мунка. Жизнь художника в картинах
Эдвард Мунк родился в 1863 году и уже в 16 лет поступил в техническую школу в Осло, однако затем перевёлся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, где учился под руководством Кристиана Крога.«Пейзаж. Маридален близ Осло», Эдвард Мунк, 1881 год
В 23 года Мунк впервые совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Под вдохновением от увиденных картин он написал «Больную девочку», в которой нашли отражение его воспоминания о болезни и смерти старшей сестры художника. «Больная девочка», Эдвард Мунк, 1886 год
Затем он переехал в Германию, где познакомился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой, которая стала для художника музой. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность» и «Поцелуй».«Мадонна», Эдвард Мунк, 1894 год
В 1889 году Мунк смог позволить себе купить дом в Осгордстранде, пейзажи которого вдохновляли художника в моменты усталости и истощения. Здесь он создал известный цикл работ «Фриз жизни», нашедший отражение в эмоциональных переживаниях Мунка.«Отчаяние», Эдвард Мунк, 1892 год
Кульминацией творчества Мунка того периода стала картина «Крик», знаковая работа в жанре экспрессионизма. Художнику удалось передать страх и отчаяние одинокого человека цветовой палитрой картины и изгибающимися линиями.«Крик», Эдвард Мунк, 1894 год
Затем Мунк пережил разрыв с богатой молодой норвежкой, которая вопреки его желанию настаивала на свадьбе, а в одной из ссор с друзьями он лишился пальца и был отправлен в психиатрическую клинику в Копенгагене.«Автопортрет с бутылкой вина», Эдвард Мунк, 1906 год
После этого случая стиль Мунка огрубел и поменялся в сторону более резкой манеры. Его поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркой контрастной палитрой.«Убийца на дороге», Эдвард Мунк, 1919 год
В 1920-х годах у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, и Мунк почти перестал писать. В последние десятилетия жизни к нему пришли слава и признание, а в 1933-м он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.«Волна», Эдвард Мунк, 1921 год
Мунк умер в январе 1944 года в Осло, где в 1963 году был открыт музей Мунка. Сейчас художник считается классиком экспрессионизма, а его работами вдохновлялись многие современные художники.«Автопортрет между часами и кроватью», Эдвард Мунк, 1943 год
Кстати
Этой же системой Тверской вагоностроительный завод оснащает вагоны большой грузоподъёмности для «Почты России». Только в этом году ею оборудовано 80 вагонов.
Их безопасность не должна зависеть от проводной связи, причём не только физическая — пожарная и транспортная тоже. В последнем случае нужен контроль работы так называемых буксовых узлов вагонной тележки (если они не исправны, колёсную пару может заклинить и вагон сойдёт с рельсов).
Радиоканал «Яхонта» используется как резервный, когда прерывается проводная связь. А это бывает, к примеру, если между почтовыми вагонами в составе появляется такой, который не оборудован системами безопасности. Тогда система атомщиков фиксирует отсутствие сигнала по межвагонной магистрали и начинает работать по радиоканалу. Нагрев букс, срабатывание датчиков охранной или пожарной сигнализации, другие нештатные ситуации будут определены моментально.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.