Примерное время чтения: 5 минут
2699

Семейный подряд. Выставка Родченко и Степановой открывается в Москве

Варвара Степанова. Эскизы костюмов для спектакля
Варвара Степанова. Эскизы костюмов для спектакля "Смерть Тарелкина". 1922. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. ©ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014. ГМИИ им.А С Пушкина

Выставка «В гостях у Родченко и Степановой» в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина покажет 250 работ семейного дуэта художников-авангардистов, основателей советского дизайна.

Александр Родченко. Заголовок для входа. 1925. Из серии проектов оборудования для советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже «Рабочий клуб СССР». 1925. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. ©ГМИИ и Фото: ГМИИ им.А С Пушкина

Супруги Александр Родченко и Варвара Степанова всю жизнь работали вместе. Роль творческого лидера, генератора идей принадлежала Родченко, а Степанова была великолепным исполнителем и организатором — именно она устраивала переговоры, вела деловую переписку и документацию мастерской. Экспозиция охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов, что позволяет проследить развитие творчества художников от символизма к абстракции и конструктивизму.

«Родченко и Степанова не нуждаются в представлении, это иконы русского авангарда, фантастическая семья, которая состояла из двух разных, не похожих, но работающих вместе художников. Мы показываем целостную и осмысленную картину о жизни не только этих художников, но и о том круге, в котором они существовали, пытаемся создать атмосферу мастерской того времени в самом широком смысле слова, - сказала на открытии выставки директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

В 1992 году семья Родченко и Степановой передала в дар музею около 600 работ. Часть этой коллекции представлена на выставке, дополненной произведениями, оставшимися в семейном владении. Это живопись и фотография, плакаты, личные вещи, эскизы театральных костюмов и декораций, пространственные конструкции и многое другое.

Визит «в гости к художникам» начинается с раздела «Мастерская», объясняющего, в какой обстановке работали и жили художники. Другие разделы посвящены различным темам их деятельности: преподаванию Родченко во ВХУТЕМАСе, его сотрудничеству с Владимиром Маяковским, участию в Парижской выставке 1925 года. На втором этаже Отдела личных коллекций представлены живописные работы художников, один из разделов посвящен Родченко-фотографу.

Александр Родченко. Лучших сосок не было и нет... Текст В.В. Маяковского. Рекламный плакат для Резинотреста . 1923. Реконструкция В.А. Родченко. 1965. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Александр Родченко. "Лучших сосок не было и нет..." Текст В.В. Маяковского. Рекламный плакат для «Резинотреста». 1923. Реконструкция В.А. Родченко. 1965. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им.А С Пушкина

Идеи Родченко и Степановой были новаторскими и революционными для своего времени. Так, на выставке представлены эскизы и реконструкция интерьера «Рабочего клуба», который в свое время произвел фурор в Париже. Сегодня подобные проекты готовят практически в каждом европейском дизайн-бюро. Особое впечатление на парижскую публику произвела агитационная графика бюро «Реклам-конструктор: Маяковский и Родченко». В экспозиции можно увидеть броские, остроумные рекламные плакаты с яркими текстами Маяковского, например «Покупайте книги Ленгиза» и «Лучших сосок не было и нет».

«В будущем году мы будем отмечать столетие русского авангарда, - напомнил собравшимся Александр Лаврентьев, куратор выставки, внук Родченко и Степановой. - Так случилось, что все художники, входящие в этот круг, были из небогатых семей: Родченко получал деньги за уроки, Степанова работала бухгалтером. Это люди, которые создавали искусство для жизни».

По словам Лаврентьева, его дед воспринимал свои работы как проект, который может пригодиться людям. «Родченко говорил, что человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя, есть современный художник. Это значит, что человек должен отвечать за свою жизнь как за проект – об этом мы не всегда задумываемся. Мне кажется, это сближало Родченко и с Маяковским, и другими единомышленниками», - сказал Лаврентьев.

Выставка Родченко и Степановой продлится до 8 марта 2015 года.

Варвара Степанова. Белые очки (костюмы белых). Эскизы костюмов для спектакля Через красные и белые очки . 1923. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014
Варвара Степанова. "Белые очки" (костюмы белых). Эскизы костюмов для спектакля "Через красные и белые очки". 1923. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. ©ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014. Фото: ГМИИ им.А С Пушкина
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах