Датский художник назвал искусством присвоение крупной суммы, выделенной ему для создания новых работ. Заказавший их музей счёл его действия нарушением контракта и хочет вернуть деньги, но всё равно выставил присланные пустые полотна.
В 2007 и 2010 годах эпатажный художник из Дании Йенс Хаанинг создал две работы, представлявшие собой обклеенные денежными купюрами полотна. Он заставил всех увидеть в них глубокий смысл, заявив, что это концептуальная иллюстрация среднего годового дохода датчанина и австрийца, соответственно.
Такой полёт мысли настолько всколыхнул эстетические чувства сотрудников Музея современного искусства Кунстен в городе Ольборг, что они попросили Йенса Хаанинга воспроизвести те работы. С ним подписали контракт и выделили необходимый «материал» — банкноты на общую сумму 534 000 крон (84 000 долларов). Художник опять должен был наклеить их на полотна, но вместо этого явил миру «шедевр» обмана, будто выйдя на новый уровень искусства.
В оговоренный срок музей получил от Йенса Хаанинга коробку с двумя пустыми рамами без намёка не купюры. Причём художник преподнёс это как новое произведение концептуального искусства, для которого придумал издевательское название «Возьми деньги и беги». Он без стеснения объяснил свою позицию журналистам.
«Дело в том, что я взял их деньги. Это не воровство. Это нарушение контракта, а нарушение контракта — часть работы», — заявил Хаанинг датскому радио на прошлой неделе.
Он пояснил, что проект «Возьми деньги и беги» стал его ответом на мизерное вознаграждение, предложенное музеем за участие в выставке. Мол, ему бы пришлось потратить из своего кармана 25000 крон (3900 долларов), чтобы воспроизвести две старые работы. К тому же, он назвал плохой идеей искажать повторением смысл оригинала, имевшего актуальность много лет назад. Но, судя по его словам, денежный вопрос всё же оказался самым главным.
«Я призываю других людей, у которых такие же ужасные условия труда, как и у меня, делать то же самое. Если они сидят на какой-то дерьмовой работе, где ничего не получают, да ещё и сами должны дать деньги на неё, тогда возьмите ящик и убегайте», — цитирует его слова издание Artnet News.
Художник ясно дал понять журналистам, что не планирует ничего возвращать. Но даже после этого сотрудники музея не стали открыто обвинять Йенса Хаанинга в краже. Они дипломатично назвали его поступок нарушением договора и всё ещё рассчитывают получить в январе выделенные деньги обратно, как предусмотрено контрактом. А если этого не случится, то уже тогда призовут на помощь Фемиду. Но при этом присланные датчанином пустышки всё же выставили на экспозиции, будто согласившись с его новым видением. Может быть, следующий раз датские музейщики додумаются наклеить деньги на бумагу самостоятельно? Хотя нельзя исключать и того, что это заранее спланированная эпатажная реклама выставки.