Третьяковская галерея, отмечая 150-летие художника, запустила масштабный и амбициозный проект - выставка, открывшаяся на Крымском валу, объединила 250 работ Серова, собранных из 25 музеев мира, заняла несколько этажей.
За что такое внимание? За то, что он универсален, понятен и лёгок, как мастера Возрождения. И столь же интересны сюжеты его картин, каждая из которых точный документ эпохи, вплоть до малейших деталей. Мы сделали подборку из пяти работ, позволяющих заглянуть за холст.
«Девочка с персиками» 1887 год
Самая известная картина Серова, его «визитная карточка». Портрет Веры, дочери известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Часто говорят о её незавидной судьбе. Она умерла от пневмонии в 32 года, оставив троих детей. Но пока ей всего 11 лет, и она модель не только Серова. Её черты можно узнать на полотнах Врубеля - «Снегурочка», «Египтянка», иллюстрации к «Демону». Писал её и Васнецов - «Боярышня», «Девушка с кленовой веткой». И, разумеется, детали. Слева от Веры стоит игрушка - деревянный гренадер, изделие сергиевопосадских кустарей-игрушечников, чей промысел тогда был на пике моды. Расписывал солдата сам Серов. А выше - майоликовая тарелка. Она так увлекла Савву Мамонтова, что через 2 года он открыл у себя в усадьбе мастерскую майолики.
Читайте также: Тайна картины Серова «Девочка с персиками»
Портрет И. Е. Забелина. 1892 год
В 1892 г. историк Иван Егорович Забелин отмечал 50-летний юбилей своей творческой деятельности. Исторический музей, где он работал, решил подарить своему сотруднику портрет кисти самого модного мастера. Последствия были любопытны. Дотошный Серов принялся знакомиться с моделью - изучать монографию Забелина «Домашний быт русского народа». И увлёкся описанием детских игр и забав. Настолько, что «детская» тема стала одной из главных на долгие годы. В 1899 г. он пишет полотно «Дети», изобразив своих сыновей Сашу и Юру. Первый, старший, учился в Политехническом институте, но в 1915 г. ушёл на фронт добровольцем, был командиром эскадрильи Славяно-Британского авиакорпуса. Младший, Юра, стал актёром, звездой французского театра.
Читайте также: Девочка с персиками и Царевна-Лебедь: с кого писали известные картины?
«Пётр I» 1907 год
«Он был страшный - длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело», - слова художника о главном герое картины. Основаны они на детальном изучении документов эпохи и на посмертных слепках Петра. Таким его изобразили дважды - Валентин Серов, а спустя 85 лет Михаил Шемякин. Оба раза был скандал. Забавная деталь - шпиль Петропавловского собора. Считают, что позолоченным он стал только в 1733 г., после смерти Петра. Но Серов точен и здесь - он явно читал дневник камер-юнкера Берхгольца, где указано, что колокольню вызолотили к заключению победного мира со Швецией в 1721 г.Валентин Серов. «Пётр I». 1907 год
Портрет Иды Рубинштейн. 1910 год
«Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние», - отзывы современников о модели, танцовщице Иде Рубинштейн, покорившей Париж и всю Европу. «Зелёная лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения! Извращённое хулиганство!» - это уже о картине Серова. Впрочем, отзывы совсем скоро стали противоположными - «Классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка». Причина проста - в самый разгар травли художник умер. Но даже без этой привязки можно установить дату по точной детали - кольца не только на руках, но и на ногах. Самый писк тогдашней моды на всё восточное и таинственное. Рерих начинал искать Шамбалу, а Ида Рубинштейн и знаменитая шпионка Мата Хари - носить кольца и браслеты на ногах в подражание красавицам Индии.
Читайте также: Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари
«Похищение Европы» 1910 год
Мастера Возрождения черпали вдохновение в античности. Серов пошёл дальше. Благо была возможность - в 1907 г., побывав на Крите, он стал свидетелем раскопок Артура Эванса, который нашёл и открыл царский дворец эпохи бронзового века. Дворец тут же приписали легендарному царю Миносу, владельцу Минотавра. Цветовая гамма картины Серова точно воспроизводит палитру дворцовых фресок. Впрочем, девушки, дельфины, быки и морские волны - тоже визитная карточка этой древней цивилизации. Ни один художник не работал в такой тесной связке с археологией.