aif.ru counter
6611

Не навреди. Как реставрируют архитектурные памятники?

За последние 7 лет в Москве отреставрировано более тысячи памятников архитектуры. Возрождаются и подмосковные жемчужины. Насколько кропотливая и виртуозная работа у реставраторов, расскажем на примере нескольких объектов.

Церковь Архангела Михаила.
Церковь Архангела Михаила. © / Фото: ПРК Карэнси

Церковь Архангела Михаила

Первый такой объект — Церковь Архангела Михаила — находится в Домодедовском районе Московской области на территории историко-архитектурного комплекса «Одинцово». Она в нынешнем виде построена в 1800 г., когда усадьбой Одинцово владел граф Нарышкин. И теперь этот объект культуры федерального значения вновь выглядит элегантно и аккуратно.

Но чтобы воссоздать должный вид, потребовалось немало очень сложной работы. И хотя вся она обычно умещается в одно ёмкое слово «реставрация», мы, нарушив традицию, попытаемся разложить его на составляющие.

Итак, для начала нужно было выполнить необходимые архитектурно-археологические обмеры, подготовить архитектурно-строительные чертежи, рабочий проект иконостаса, а также проект самого здания. Всё это называется разработкой научно-проектной документации, и уже по этой документации велись дальнейшие ремонтные и реставрационные работы. 

Начались они с капитального ремонта медной кровли, в ходе которого усилена её стропильная конструкция, утеплены своды, заменены свесы и отдельные фрагменты самой кровли, устроены лотки и водосточные трубы, вентиляционные продухи и др.

Реставрационные работы внутри здания включали в себя технически сложную строительную часть — отбивку бухтящих участков штукатурки со стен, вычинку их кирпичной кладки, инъектирование трещин (технология заполнения их скрепляющим материалом), устройство тёплых белокаменных полов. Этот этап дал возможность приступить к художественной части — устройству иконостаса, изготовлению иконных досок и росписи икон.

А реставрация фасадов потребовала расчистки старой штукатурки и белокаменных деталей, вычинки и докомпановки белокаменной кладки, замены белокаменных ступеней на крыльцах... Причём некоторые сложные работы выполнялись на весьма солидной высоте — от 11 до 21 метра и выше.

Дом Радищева

Ещё один объект культурного наследия федерального значения — Дом Радищева в Большом Афанасьевском пер. Москвы, появившийся там в XIX в.

У реставраторов были жёсткие ограничения по срокам. С учётом этого обстоятельства, а также состояния конструкций здания задача архисложная. И тем не менее удалось найти оптимальные технологические решения для восстановления исторических элементов кирпичной кладки и внутренней отделки, несущих деревянных конструкций кровли, лепного декора, окраски и облицовки фасадов. 

Здесь, кстати, тоже разрушенные участки стен восстанавливали и укрепляли методами инъектирования и вычинки. 

По историческим аналогам воссоздали полы из штучного дубового паркета толщиной 22 мм, повторив сложный рисунок оригинала. Дубовые поручни на ограждениях лестниц, выгнутые на поворотах в трёх плоскостях, тоже воссоздали — это характерный элемент стиля того времени.

Деревянная Георгиевская церковь в Коломенском

Церковь 1685 г. постройки привезли в Коломенское из села Семёновского Верхнетоемского района Архангельской области. Но что значит привезли?

Конечно, сначала выполнили научно-реставрационные исследования этого объекта культурного наследия федерального значения, подготовили проект реставрации. Затем разобрали уникальную церковь по брёвнышку, перевезли в Москву. И здесь собрали вновь, приспособив под условия местности, а затем ещё и отреставрировали.

Деревянная Георгиевская церковь в Коломенском.
Деревянная Георгиевская церковь в Коломенском. Фото: ПРК Карэнси

Реставратор что врач

Трудно представить, что человеческие мозги и руки способны на такие уникальные решения. ПРК «Карэнси» не случайно за последний проект была удостоена звания лауреата премии «АРХИWOOD»-2014 в номинации «Реставрация».

В компании гордятся своим интеллектуальным потенциалом — грамотными и опытными в реставрационном деле специалистами. Выходя на каждый объект, они сначала исследуют памятник, внимательно изучают российский и зарубежный опыт реставрации аналогичных объектов и только потом приступают к делу. 

Ведь работа реставратора отчасти сродни работе врача. Врач возвращает к жизни людей, реставратор — памятники, созданные людьми. Но не только. Девиз и у того, и другого одинаков: «Не навреди!».

Контактная информация:

ООО «Проектно-реставрационная компания «КАРЭНСИ» 

Тел./факс: (499) 579-34-59 
E-mail: carency@yandex.ru 
Генеральный директор: Никитин Александр Викторович

На правах рекламы



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество