Камнерезное искусство давно уже стало культурным символом Урала. Однако известные многим с детских лет «каменный цветок» и «малахитовая шкатулка» для подрастающих поколений вполне могли остаться лишь сказочными образами: после распада СССР интерес к традициям обработки цветного камня в России стал угасать.
Новому взлету ее популярности способствовали уральские промышленники. Это вполне закономерно: 200 лет назад камнерезное искусство поддерживали знаменитые Демидовы, сегодня поддержкой и развитием творческого направления занимается семья промышленников Шмотьевых из компании «ФОРЭС».
История камнерезного дела
Искусство художественной резьбы по камню появилось на Урале в 1726 году. Гранильные и камнерезные мастерские, как и все горное дело в регионе, принадлежали императорской фамилии либо крупным промышленникам. Во второй половине XIX века каменное производство вышло на новый уровень. Украшениями из резного камня заинтересовалась растущая российская буржуазия, а гранильные мастерские с начала столетия перешли под управление Академии художеств.
Революция 1917 года едва не поставила крест на камнерезном промысле, однако новая власть рассудила, что изделия из камней — скульптуры, вазы или шкатулки из цветного камня — могут стать прекрасным дипломатическим подарком. Да и высокое культурное значение этого искусства было очевидным. Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика превратилась в завод «Русские самоцветы», затем в «Свердловскую гранильную фабрику», позднее — в «Уральские самоцветы». Вместе с художественной лабораторией «Уралкварцсамоцветы» они реализовывали государственный заказ. Новых мастеров-камнерезов готовило художественно-ремесленное училище № 42, ныне известное как колледж «Рифей».
Распад СССР и исчезновение государственного заказа, само собой, сказались и на творчестве художников-камнерезов. Себестоимость ювелирных украшений и скульптур из цветного камня чрезвычайно высока. Для того чтобы мастер имел постоянный доход, ему необходимо работать на крупного заказчика, каким в прошлом выступал Императорский дом, а позднее — советское правительство. Нет, заказчики не исчезли — понимание ценности художественного изделия из камня сохранялось, однако о былой славе в масштабах страны говорить не приходилось. Кроме того, далеко не все мастера оказались готовы к правилам и законам рыночной экономики. Неудивительно, что многие из них не сразу нашли опору.
Современные выставки камнерезов
Ситуация стала меняться на рубеже XX и XXI столетий: новыми заказчиками мастеров-камнерезов выступили корпорации и коллекционеры из числа предпринимателей. Среди них выделились настоящие подвижники, посвятившие популяризации этой традиции значительную часть своей жизни. К настоящему моменту крупнейшую в уральском регионе коллекцию каменной скульптуры собрал предприниматель Сергей Шмотьев, генеральный директор ООО «ФОРЭС».
«Сказы Павла Бажова, образы „каменного цветка“ и „малахитовой шкатулки“ — это ярчайшие символы культуры Урала. Познакомившись с творчеством камнерезов, увидев их горящие глаза и любовь к уральским традициям, мы заразились любовью к этому уникальному искусству, — рассказал директор „Фонда семьи Шмотьевых“, сын Сергея Александр. — Сама собой у нас стала формироваться личная коллекция. Однажды пришло понимание, что она уже не может и не должна быть домашней историей. С мастерством камнерезов, являющимся безусловным культурным достоянием, нужно познакомить как можно больше людей. Так появилась самая первая наша выставка».
В 2018–2019 годах 40 тысяч зрителей смогли увидеть образы исторических персонажей, созданные в сложнейшей технике объемной мозаики, на выставке «Герои. Камнерезные работы уральских мастеров из коллекции семьи Шмотьевых». Познакомиться с экспонатами получили возможность жители двух десятков городов Свердловской области и свыше 40 городов РФ, а также гости из США, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Австралии, Китая, Японии и других стран. Выставка состоялась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и стала значимым событием в культурной жизни Урала, продемонстрировав возможности камнерезного искусства нашего времени.
Поддержка юных мастеров
В 2019 году был основан «Фонд семьи Шмотьевых». Он занимается содействием творчеству современных уральских мастеров, поддержкой юных камнерезов и ювелиров, организацией выставок. Среди прочего фонд стал партнером ежегодного детско-юношеского конкурса «Наследники Данилы-мастера». В минувшем году на конкурс приехали участники из Перми, Полевского, Челябинска и Миасса. В ноябре фонд принял участие в подготовке экспозиционных залов для обновленной постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII — начала ХХ века» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Запланированы организация выставки одного из художников-передвижников, а также масштабный проект, посвященный 300-летию камнерезного искусства на Урале.
Важным событием обещает стать открытие Центра камнерезного искусства: его экспонатами выступят как исторические образцы, так и предметы семейной коллекции.
Уже совсем скоро откроется выставка в Музее Стибберта во Флоренции. В Италии будет представлена коллекция камнерезных скульптур «Русский дух». На ней будут представлены герои сказок и легенд о богатырях, сцены исконно русского быта. Далее экспозиция может «переехать» в Вену, Лондон, Париж, Москву и другие культурные столицы мира.
Конечно, современное камнерезное искусство заметно отличается от того, как работали художники прошлого. Мастерская сегодняшнего камнереза-профессионала оборудована по последнему слову науки и техники. Скульптура или ее часть, прежде чем будет воплощена в камне, моделируется на 3D-принтере, камень обрабатывается с помощью бор-машины, оборудованной различными бурами: этим обеспечивается быстрота и точность работы. Прогресс и высокие технологии пробрались и сюда.
Но общее впечатление от композиций художников, ощущение величественной красоты, прославляющей Урал, его богатство и таланты мастеров, остаются неизменными. Традиции этого искусства, к счастью, живы и развиваются. Данила-мастер может быть спокоен...