Ровно 270 лет назад, 30 марта 1746 года, родился испанский художник Франсиско Гойя, ставший одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. По этому случаю АиФ.ru подготовил подборку наиболее интересных, на наш взгляд, работ великого мастера.
Читайте также: Буйный темперамент и яркий талант. Творческий путь Франсиско Гойи
«Поклонение имени Бога», 1772 г. Фреска, написанная на потолке купола малого хора Богородицы в Базилике-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе. Первая серьезная работа молодого Гойи после возвращения в Испанию из Италии. Гойя продемонстрировал подлинное мастерство во владении методами фресковой живописи. Интересно, что за свой труд он получил гораздо меньшее вознаграждение, чем другие художники, работавшие над росписью церкви.
«Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига в детстве». Написана до 1787 года. На полотне изображён мальчик, держащий на привязи сороку, которую подстерегают коты. Птица символизирует любопытство и, возможно, невинность ребёнка. Коты здесь противопоставлены невинности сороки и ребёнка. С правой стороны размещены птицы, заключённые в клетку. Мануэль Осорио скончался в 1792 году, не дожив до 10 лет.
«Луг у Сан-Исидро», 1788 г. На полотне Гойя изобразил празднование Дня святого Исидора на правом берегу р. Мансанарес в Мадриде. В этом же районе Гойя приобрёл через 10 лет «Дом Глухого». В написании картины художник выступил как пейзажист, минитюарист и колорист одновременно.
«Махa обнажённая» (ок. 1797—1800 гг.) и «Маха одетая» (ок. 1800—1805 гг.). Махи - так называли испанских горожанок XVIII—XIX вв. — служили излюбленными объектами изображения Гойи. Точно неизвестно, кто был моделью для художника. Бытует мнение, что натурщицей была герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения.
«Похороны сардинки». 1812-1819 гг. На картине запечатлён шутовской обычай. По легенде, в XVIII в. король решил угостить сардинами горожан в честь Пепельной среды. Однако обнаружилось, что рыба испортилась. Подвыпившие граждане решили превратить всё в шутку и устроили похороны сардине. Во времена Гойи шествие в Мадриде начинали шутливые персонажи: «дядюшка Чиспас», его «дочь Чуска» и «сердцеед Хуанильо». За ними следовало чучело с сардиной на голове. «Хоронили» рыбину у берегов Мансанареса. Странно, но у Гойи нет ни сардины, ни чучела. Вместо них — большой стяг с улыбающейся маской.
«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г. 2 мая 1808 г. оккупировавшие Испанию французы жестокого подавили патриотическое восстание в Мадриде. Подавление мятежа сопровождалось массовыми казнями 2 и 3 мая. После изгнания французов Гойя получил правительственный заказ на две картины, которые должны были увековечить «героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы». Художник выполнил его в свойственной ему манере, поэтому картины не были оценены по достоинству. Вместо героических фигур и патетических жестов Гойя довольно точно передал атмосферу страшного насилия над людьми.
«Сатурн, пожирающий своего сына». Роспись из «Дома Глухого». Изображиние греческого бога Кроноса, который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал своих детей. В 1819-1823 гг., Гойя создал серию из 14 фресок на стенах своего дома в Мадриде. Переживший две тяжкие болезни, полностью оглохший Гойя находился в мрачном состоянии духа. Его также не могли не тревожить неудачи Испанской революции. Сначала Гойя создал фрески на более светлую тематику, но потом написал поверх них новые, «Мрачные картины». Они не предназначались для публики и содержали сцены насилия, жестокости и безысходности.
«Поединок на дубинах». Роспись, написанная между 1819 и 1823 годами на стене «Дома Глухого». На картине двое мужчин дерутся на дубинах, при этом утопая в чем-то: песке, грязи или траве. Картина может представлять собой братоубийственную схватку Каина и Авеля, дерущихся на палках в поле, где они утопали по колено в хлебах. Также существует версия, что картина символизирует эпоху бессмысленных и жестоких гражданских войн в Испании.
«Собака». Одна из «Мрачных картин», написанных на стенах «Дома Глухого». Вероятно, картина незавершённая. Изначальное намерение Гойи неизвестно. Голова собаки то ли появляется из-за склона, то ли выныривает из мутной воды. Животное с пронзительными, почти человеческими глазами вызывает глубокое беспокойство и производит неизгладимое впечатление на зрителя.
«Гойю лечит доктор Аррьета», 1820 г. В конце 1819 года Гойя тяжело заболел. О том, что это была за болезнь и о методах лечения доподлинно ничего неизвестно. Поправившись, художник написал автопортет со своим врачом и другом Евгенио Арриетой. А в нижней части картины оставил подпись: «Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет».
«Поклонение имени Бога», 1772 г. Фреска, написанная на потолке купола малого хора Богородицы в Базилике-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе. Первая серьезная работа молодого Гойи после возвращения в Испанию из Италии. Гойя продемонстрировал подлинное мастерство во владении методами фресковой живописи. Интересно, что за свой труд он получил гораздо меньшее вознаграждение, чем другие художники, работавшие над росписью церкви.
«Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига в детстве». Написана до 1787 года. На полотне изображён мальчик, держащий на привязи сороку, которую подстерегают коты. Птица символизирует любопытство и, возможно, невинность ребёнка. Коты здесь противопоставлены невинности сороки и ребёнка. С правой стороны размещены птицы, заключённые в клетку. Мануэль Осорио скончался в 1792 году, не дожив до 10 лет.
«Луг у Сан-Исидро», 1788 г. На полотне Гойя изобразил празднование Дня святого Исидора на правом берегу р. Мансанарес в Мадриде. В этом же районе Гойя приобрёл через 10 лет «Дом Глухого». В написании картины художник выступил как пейзажист, минитюарист и колорист одновременно.
«Махa обнажённая» (ок. 1797—1800 гг.) и «Маха одетая» (ок. 1800—1805 гг.). Махи - так называли испанских горожанок XVIII—XIX вв. — служили излюбленными объектами изображения Гойи. Точно неизвестно, кто был моделью для художника. Бытует мнение, что натурщицей была герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения.
«Похороны сардинки». 1812-1819 гг. На картине запечатлён шутовской обычай. По легенде, в XVIII в. король решил угостить сардинами горожан в честь Пепельной среды. Однако обнаружилось, что рыба испортилась. Подвыпившие граждане решили превратить всё в шутку и устроили похороны сардине. Во времена Гойи шествие в Мадриде начинали шутливые персонажи: «дядюшка Чиспас», его «дочь Чуска» и «сердцеед Хуанильо». За ними следовало чучело с сардиной на голове. «Хоронили» рыбину у берегов Мансанареса. Странно, но у Гойи нет ни сардины, ни чучела. Вместо них — большой стяг с улыбающейся маской.
«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г. 2 мая 1808 г. оккупировавшие Испанию французы жестокого подавили патриотическое восстание в Мадриде. Подавление мятежа сопровождалось массовыми казнями 2 и 3 мая. После изгнания французов Гойя получил правительственный заказ на две картины, которые должны были увековечить «героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы». Художник выполнил его в свойственной ему манере, поэтому картины не были оценены по достоинству. Вместо героических фигур и патетических жестов Гойя довольно точно передал атмосферу страшного насилия над людьми.
«Сатурн, пожирающий своего сына». Роспись из «Дома Глухого». Изображиние греческого бога Кроноса, который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал своих детей. В 1819-1823 гг., Гойя создал серию из 14 фресок на стенах своего дома в Мадриде. Переживший две тяжкие болезни, полностью оглохший Гойя находился в мрачном состоянии духа. Его также не могли не тревожить неудачи Испанской революции. Сначала Гойя создал фрески на более светлую тематику, но потом написал поверх них новые, «Мрачные картины». Они не предназначались для публики и содержали сцены насилия, жестокости и безысходности.
«Поединок на дубинах». Роспись, написанная между 1819 и 1823 годами на стене «Дома Глухого». На картине двое мужчин дерутся на дубинах, при этом утопая в чем-то: песке, грязи или траве. Картина может представлять собой братоубийственную схватку Каина и Авеля, дерущихся на палках в поле, где они утопали по колено в хлебах. Также существует версия, что картина символизирует эпоху бессмысленных и жестоких гражданских войн в Испании.
«Собака». Одна из «Мрачных картин», написанных на стенах «Дома Глухого». Вероятно, картина незавершённая. Изначальное намерение Гойи неизвестно. Голова собаки то ли появляется из-за склона, то ли выныривает из мутной воды. Животное с пронзительными, почти человеческими глазами вызывает глубокое беспокойство и производит неизгладимое впечатление на зрителя.
«Гойю лечит доктор Аррьета», 1820 г. В конце 1819 года Гойя тяжело заболел. О том, что это была за болезнь и о методах лечения доподлинно ничего неизвестно. Поправившись, художник написал автопортет со своим врачом и другом Евгенио Арриетой. А в нижней части картины оставил подпись: «Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет».
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|