В Интернете легко найти незатейливый, но забавный комикс про отношения семейной пары Кисы и Миши. Их авторы, краснодарцы Валерия Яхно и Валерий Покотилов, говорят, что эти два персонажа очень полюбились пользователям сети. Ещё бы — ведь они узнают в них себя. Сюжеты для комиксов авторам подсказывает жизнь.
Невозмутимый Миша и сумбурная Киса
«Я рисовала Кису в блокнотах, сколько себя помню, — в школе, институте. Киса — это собирательный женский образ. Она сумбурная, непостоянная, капризная. Иногда она оказывалась в разных амплуа. Я изображала в лице Кисы всех моих знакомых и подруг, — рассказывает Валерия. — Мы встречались с Валерой где-то год, когда он прислал мне нарисованный комикс уже с новым героем — Мишей. Он получился таким флегматичным. В общем, идеальная пара — истеричная Киса и спокойный Миша. Мне понравилось, и мы решили делать комиксы».
О чём был первый комикс, художники не помнят. Они говорят, что раньше им с трудом удавалось придумывать сюжеты, но после того, как стали жить вместе, комиксы писали с самих себя.
«Конечно, что-то мы продолжали придумывать. Понятно, что меня в жизни не схватил бы орёл, чтобы унести на небо, как в комиксе!» — смеётся Валерия.
Герои других их комиксов не стали так популярны. Среди них «Фасолька и друзья», «Дизайнер-йети Эрл», «Мсье Нож».
«Многие комиксы так и остались однодневками, — говорит Валерий. — Например, про доброго, застенчивого и нервного дизайнера-йети Эрла. А есть ещё мсье Нож — это комикс о взаимоотношениях столовых приборов и продуктов. Мне всегда нравилось "оживлять" предметы и придумывать им истории».
Без рекламы не продвинуть
Ребята вспоминают, как создали свой первый комикс. Его они выложил в блоге «ЛераВалера».
«Первый год всё было глухо. На официальной странице нашего блога в социальной сети "ВКонтакте" изначально набралось 600 человек, и больше не было никаких сдвигов. Посещаемость была низкой. Тогда я решил — берусь за рекламу. Без этого продвинуть сайт очень трудно, потому что ты затеряешься среди многих-многих в поисковой строке», — вспоминает Валерий.
После размещения на разных серверах рекламы блог «ЛераВалера» вырвался вперёд — его стали посещать около 10 тысяч пользователей в день.
«Тогда и начала формироваться наша аудитория», — рассказывают художники.
А аудитория у них самая разная. От студентов до опытных дизайнеров. На сайте ребята выкладывали не только комиксы, но и свои работы по дизайну.
«"ЛераВалера" на сегодняшний момент наша визитная карточка, — считает Валерий. — Здесь мы показываем заказчикам, что умеем, — примеры наших видеороликов, логотипов, фирменных знаков. Комиксы же перенесли на отдельный сайт. Но туда сейчас мало кто заходит, все "тусят" "ВКонтакте". Сейчас на нас подписаны 26 тысяч человек».
Воровство комиксов
Свои комиксы ребята видят ежедневно на разных сайтах и зачастую без логотипа. Его просто вырезают или закрашивают в фотошопе.
«Неприятно, но у нас нет патента, поэтому мы не можем пойти в суд», — рассказывает Валерия.
Валерий считает, что с воровством в интернете бесполезно бороться. И это одна из проблем современных веб-дизайнеров.
«Есть ли смысл обращаться в суд? Ведь мы не юристы — мы ничего в этом не понимаем. Из 10 дел по авторским правам, о которых я слышал, только 3 прошли успешно для обратившихся в суд. Так что это гиблое дело!» — уверен Валерий.
Когда Леру-Валеру стали узнавать, их начали приглашать вести мастер-классы по созданию веб-комиксов.
«Несколько лет назад мы были в Киеве и Новороссийске. Приняли достаточно вяло. Вопросов вообще не задавали, интереса в глазах у аудитории я не увидел, хотя они шли туда добровольно», — вспоминает Валерий.
«Странно, у меня совсем другие воспоминания. Я почувствовала отдачу. Нас везде хорошо встретили», — говорит Валерия удивлённо.
«Надо, чтобы читателю было удобно»
Сайт требовал определённых затрат, поэтому художникам пришлось открыть интернет-магазин, чтобы немного заработать для раскрутки. Они решили продавать для фанатов футболки, кружки, брелоки с изображениями Кисы и Миши.
«Аудитория, конечно, нас поддерживала. Лайками, перепостами. Но мне хотелось большего. "Всё здорово, вы молодцы. Классные комиксы", — писали они, а как купить футболку, чтобы помочь с расходами на сайт, так нет: "Денег нет, я бедный студент"».
Валерий признаётся, что на продаже атрибутики старался не накручивать.
«400 рублей производители брали за футболку, наша надбавка максимум выходила 60 рублей плюс доставка. Всё это 600 рублей. Но ни у кого не нашлось денег. Это не Америка, где читатель за любимый комикс последние деньги отдаст. Там люди готовы тратиться на то, что им нравится. У нас в России нет понимания оценки труда!»
«Читатели, по сути, тебе ничего не должны. Они просто нас любят. Просто смотрят», — пытается переубедить Валерия Лера.
Лера-Валера часто спорят во время нашей встречи. Но, может, и не зря. Именно в горячих спорах возникают обычно лучшие идеи.
«Любят, да, но вот ошибки все-все замечают. Да, я признаюсь, мне кажется, у меня дислексия! — шутит Валерий, — очень часто я пропускаю буквы в словах, но некоторые наши читатели словно сидят с моноклями у монитора и следят, когда же Валера ещё где-нибудь да ошибётся!».
«Я его изредка ругаю за нелогичное построение фраз, неправильное расположение облачков с фразами — они у него скачут то влево, то вправо. А надо, чтобы читателю было удобно», — поясняет Валерия.
«Было как-то, что Лера тоже ошиблась, и её ошибку тоже сразу все заметили!»
Лера улыбается: «Было. Ты прав. Не ошибается тот, кто ничего не делает».
По совету Пикассо
После провала с интернет-магазином художники решили, что скопили достаточно выпусков, чтобы опубликовать долгожданную книгу комиксов. Стали собирать на неё деньги.
«Мы мечтали создать что-то типа известных американских комиксов про Кота Саймона или "Цианистый калий и счастье". Мы собирали деньги на одном из сайтов. Но у администраторов сайта было такое правило — собрать заявленную сумму на стартере за короткое время, если же сумма не набиралась, то все отправленные средства возвращались отправителям. У нас нужной суммы не скопилось», — вспоминает Лера.
Валерий говорит, что сейчас он увлёекся бизнес-литературой. Ведь чтобы зарабатывать на комиксах, важно не только их хорошо рисовать, но и уметь продавать.
«У Пикассо была огромная вилла. И это отнюдь не заслуга его гениальности. Он говорил своим коллегам, что "толкал" свои работы сам, он всегда общался с "нужными" людьми и никогда не упускал возможности себя где-нибудь пропиарить. Вспомните его известную фразу: "Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продаёт то, что пишет"».
В планах у ребят продолжить рисовать комиксы и сделать всё-таки бумажную книгу «Кисы и Миши», где они соберут новые эксклюзивные выпуски, которых ещё не видели читатели.
«Так мы сможем разбудить у читателей интерес. Теперь главное — скопить средства и не поссориться».
Кто следующий?
Комиксы Лера-Валера создают не одновременно, а по очереди. Выпуски, нарисованные Лерой и нарисованные Валерой, заметно различаются.
«Лера — дизайнер, она лучше рисует», — поясняет Валерий.
Лера улыбается:
«Зато сами ситуации у тебя выходят эмоциональнее, мои более спокойные. Да-да, в отличие от своего невозмутимого героя Миши, в жизни Валера любит поистерить».
Последний год все выпуски рисовал Валера. Штамповал несколько в неделю.
«Мы пару месяцев не рисовали, но планируем возобновить. Но уже будем рисовать реже, чтобы больше времени оставалось на разработку сюжетов. Планируем запустить этой осенью. Ведь лучше качество, чем количество. Хотелось бы ввести новых героев, ведь любой проект должен со временем обновляться. В таком амплуа "двоих" он себя изжил, я думаю».
«Я против!» — заявляет Лера.
Она считает, что в комиксе нужно придерживаться изначальной стилистики и переизбыток персонажей ни к чему хорошему не приведёт.
«Третье лицо просто необходимо. Есть такие шутки, которые приходят мне на ум, когда мы общаемся с друзьями, но их без третьего лица не рассказать», — говорит Валера и рисует на листке блокнота «нового героя».
«Это заяц. Вот каким бы, например, мог стать друг Кисы и Миши».