Примерное время чтения: 23 минуты
9789

Искусство на грани вандализма: известные стрит-художники о граффити

Екатерина Изместьева / АиФ

В выставочном центре Artplay открылась необычная выставка. Художники, привыкшие рисовать на улицах, были приглашены в классический зал с белыми стенами, где им была предоставлена возможность показать своё искусство. Как таковой концепции и единой идеи у выставки нет: как и на улицах города, выставка создавалась стихийно, и самые разные произведения известных и начинающих художников из России и других стран соседствуют и уживаются друг с другом в выставочном зале. Проект «Артмосфера» призван дать стимул для развития уличного граффити в Москве, способствовать обмену опытом между отечественными и зарубежными художниками и, кроме того, показать, что московские власти поддерживают современное уличное искусство.
На открытии присутствовал заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Владимир Филиппов, который в разговоре с корреспондентом АиФ.ru высказал позицию московского правительства по отношению к уличному искусству: «Город по-разному пытался бороться с нелегальными граффити, но опыт показал, что только лишь запретами ничего решить нельзя, это не работает. Если город будет "закрываться" и называть уличное искусство вандализмом, то ни к чему хорошему это не приведёт. Существует пример государств, которые по-прежнему считают граффити чем-то исключительно противозаконным. В них не перестают рисовать на стенах, при этом вандализма становится больше, чем в тех городах, где власти сотрудничают с художниками».

Guido Bisagni

  • Псеводоним: 108
  • Италия
  • Граффити занимается более 20 лет

Граффити я стал делать в 1991 году, когда мне было 13 лет. Я катался по городу на скейте и рисовал. Первые граффити, которые я увидел, были в Швейцарии и Милане. Начинал я с классических примеров: с «тегов», букв. Этим я занимался все 1990-е годы, но в начале 2000-х я по-другому стал смотреть на искусство и вышел за пределы только лишь граффити. Уличное искусство — неотъемлемая часть городской среды, показатель состояния общества, и чем оно качественней, глубже, тем лучше обстоят дела с культурным уровнем жителей города.

Guido Bisagni
Guido Bisagni. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Граффити: вандализм или искусство?

Вандализмом чаще всего занимаются подростки, которые в этом ищут выход своим эмоциям, нередко разрушительным. Но нужно понимать, что, во-первых, их к этому подталкивает вся наша современная культура, а во-вторых, если вдуматься, граффити — далеко не самый худший способ самовыражения, который позволяет реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому я считаю, что власти должны тесно сотрудничать с художниками.

В остальном, уличное искусство — это зеркало, в котором отражается жизнь города. Это следствие, а не причина хорошего или плохого состояния дел. Ведь очень многое зависит от этических качеств самого художника, который собирается создать художественное произведение, а не наоборот. Поэтому, говоря о современном искусстве, мы должны помнить и обо всех процессах, которые происходят в мире.

К тому же, и я хочу обратить на это ваше внимание, уличное искусство уж точно наносит меньше вреда городской среде, чем реклама, разбросанная по всему городу.

Власти и уличные художники

В Италии мы не имеем никакой поддержки от городских властей, и это означает, что все художники сталкиваются с материальными проблемами. Это приводит к тому, что художникам приходится через силу создавать проекты, которые будут интересны большинству людей, и я считаю, что это очень плохо для искусства.

Расскажи о своей работе

На меня сильно повлиял русский художник Василий Кандинский, и поэтому, выбирая, что привезти на выставку в Москву, я решил остановиться на этих работах, в которых особенно заметно его влияние. Для меня в искусстве всегда присутствуют элементы волшебства, шаманизма. В этих работах я говорю о жизни, смерти, загадочной человеческой душе.

Guido Bisagni
Guido Bisagni. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Костя

  • Псевдоним: Zmogk
  • Москва
  • Занимается граффити 17 лет

Я рисую всю жизнь. Уж и не помню, кто и когда предложил порисовать баллончиком. Попробовал, и понеслось-поехало. Я считаю, что граффити — неотъемлемая часть любого крупного мегаполиса. Какую роль оно сейчас играет в Москве — сложно сказать, но то, что это не просто вандализм, а именно искусство, уже давно стало понятно всем. Даже власти начинают несколько иначе смотреть на уличных художников. Что вылилось в эту выставку.

Костя на фоне Конфликта
Костя на фоне «Конфликта». Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Граффити: вандализм или искусство?

Для меня вандализм — это сознательное, умышленное причинение вреда собственности, как правило, архитектурным памятникам. Это бездумное рисование ради рисования. Многие уличные художники обывателям, возможно, кажутся вандалами, но они более продуманно создают свои произведения, они ведут диалог с архитектурной средой и жителями города.

Власти и уличные художники

Я считаю, что в городе должны «легализовываться» определённые стены и на этом контроль властей над художниками должен заканчиваться. В этом нет ничего сложного: в любом крупном городе есть куча всяких промышленных зон, длинных заборов или опор хайвея, которым рисунки уж точно не повредят. Естественно, туда придут не только художники, но и вандалы, и в какой-то момент это может превратиться в «кашу», но эта каша будет на «естественном отборе», который и есть суть уличного искусства.

Патриотические граффити: хорошо или плохо?

Я считаю, что политике не место среди искусства, и не надо эти вещи смешивать. Притом это спекуляция: вот, уличное искусство, мы делаем фасады. Хотя по сути это никакое не искусство, и никакого отношения к стрит-арту не имеет.

Расскажи о своей работе

Эта картина называется «Конфликт». Идею мне навеяли последние события в нашей стране и за её пределами, в результате которых у многих людей в голове что-то поменялось, и непонятно, почему. Люди, которые нормально общались многие годы, даже дружили, вдруг друг друга знать не хотят. Я этого не понимаю. У каждого могут быть свои взгляды на ту или иную ситуацию. Нельзя полностью отрезать себя и вычёркивать отовсюду своих знакомых.

Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Эрон Эрози

  • Псеводоним: Эрози
  • Голландия
  • Занимается граффити 20 лет

Граффити я занимаюсь очень давно, но на данный момент я не считаю, что это основное направление моей деятельности. Это, скорее, одна из составных её частей. Я считаю, что граффити — это искусство, которое позволяет даже не знающим шифра людям чувствовать то, что закладывал в рисунок художник.

Эрон Эрози
Эрон Эрози. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Граффити: вандализм или искусство?

Уличное искусство всегда в какой-то мере преступление. Но это маленькое, незначительное преступление, и, на мой взгляд, оно не несёт никакого разрушительного заряда. Из-за него никто не умирал, не распадались семьи и не рушился фондовый рынок.

Власти и уличные художники

Я считаю, что власти должны делать некоторые послабления для уличных художников. Нужно понимать, что, начав с примитивных рисунков, уличные художники переходят к более сложным формам, и для этого нужно несколько лет. В Москве, например, уличное искусство, по моему мнению, продолжает развиваться и скоро выйдет на новый качественный уровень, если власти не будут душить его в зачатке.

Расскажи о своей работе

Для меня граффити — очень быстрый, резкий, прямой вид искусства. Художники рисуют ночью, и чаще всего у них немного времени. При этом чаще всего граффити подразумевают особую форму. Это может быть тэг или надпись, и для проходящих мимо людей они ничего не несут, а для уличных художников являются шифром. Художники по-другому читают город и рисунки на стенах. Я считаю, что для каждого поколения существует свой язык символов. Интересно, что люди могут не понимать, что изображено на граффити, что означает символ, но могут чувствовать, что он означает. Именно этого я и старался добиться в своих работах. Все они совершенно абстрактны: они означают что-то определённое для меня, но зритель должен это почувствовать, а не прочитать.

Саша

  • Псевдоним: Trun
  • Санкт-Петербург
  • Занимается граффити 15 лет

Граффити я занимаюсь с 1999 года. Пришёл я к этому, как и все люди моего поколения: увидел рисунки, решил попробовать, получится ли рисовать так же. У меня получилось, и я нашёл себя в уличном искусстве.

Граффити, на мой взгляд, это показатель экономической развитости региона, и не более. Если есть граффити, значит, с экономикой всё в порядке. Если нет граффити, значит, ты находишься в стране третьего мира. Ведь это довольно дорогое занятие, для него нужны различные материалы, которые в своё время у нас было очень тяжело достать. Как раз из-за того, что Россия развивается экономически, сегодня с красками особых проблем нет.

Саша
Саша. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Граффити: вандализм или искусство?

Есть такая поговорка: «В семье не без урода». Невозможно существование граффити без рисунков на улицах. Не может быть граффити без рисования на поездах. Это основная проблема, потому что сейчас правительство, так или иначе, задумывается, как бороться с граффити. Были попытки закрытия каких-то легальных граффити-мест, где можно было рисовать. Это не помогло. Люди рисуют просто быстрее и, соответственно, менее качественно. Это неправильно, нужно придумывать какие-то другие методы.

Власти и уличные художники

На самом деле, всё упирается в мотивацию. Если власти дадут молодому поколению возможность самореализации, дадут понять, что за счёт уличного искусства можно стать личностью, то никто не будет уродовать стены. Если ты дашь людям мотивацию и дашь им понять, что они нужны обществу, так или иначе, они будут созидать.

Патриотические граффити: хорошо или плохо

Я отрицательно отношусь к таким «граффити», но не могу судить художников, которые участвуют в этих проектах. Все отлично понимают, что в правительстве все деньги. Если ты подписываешься на какой-то правительственный проект, скорее всего, ты нормально зарабатываешь. Но откуда мы знаем, какая у художника ситуация? Может, у него ребёнок больной и ему нужны деньги на лечение, или ещё что-то. Я, например, не согласен, я бы не стал участвовать в таких проектах, а называть художника каким-то нехорошим словом — это лишнее.

Расскажи о своей работе

Это классическая моя работа. Я подобные вещи рисую на улице, и, наверное, это одна из причин, почему я и здесь захотел нарисовать именно такое граффити. Я хотел показать, что галерейное пространство для меня ничем не отличается от улицы. Что касается холстов, тут уже всё менее прозаично. У меня имя Trun, и здесь везде изображены буквы Т в различной стилистике. Когда меня спрашивают: «Ты можешь придумать какие-то описания к своим картинам?» — для меня всегда это ступор. Я назвал их просто — «Буква Т», «Т1», «Т2», «Т3», «Т4».

Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Паша

  • Псевдоним: Wais
  • Россия, живёт в Бангкоке
  • Занимается граффити 14 лет

Граффити я начал заниматься где-то в 2000 году. До этого я уже рисовал. Где-то в 20062007 годах мои граффити начали трансформироваться в арт-объекты. Я начал рисовать на больших форматах, на фасадах и на холстах.

Уличное искусство в городе всегда было и всё время будет. Просто со временем стихийные рисунки трансформируются в арт-объекты, то есть люди уже рисуют огромные форматы на 56-этажных домах, и на это горожане смотрят уже по-другому.

Паша
Паша. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Граффити: вандализм или искусство?

Это зависит больше от маркетинга, от того, как зрители к этому относятся. Сегодня разрисованный кусок вагона метро могут продать за бешеные деньги, и купивший его, безусловно, будет считать его искусством.

Власти и уличные художники

Сотрудничество с властями обязательно должно быть. В Москве в этом смысле произошли глобальные подвижки. С прошлого года здесь начался проект, в ходе которого художники разрисовывают фасады домов. Это здорово, потому что это поднимает экономику Москвы, делает город красивым, а художникам даёт простор для творчества. Я считаю, что правительство должно давать волю художнику. Если работа будет проходить под тотальным контролем, то это уже коммерция, это уже не искусство.

Патриотические граффити в Москве — хорошо или плохо?

Я не стал бы называть такие рисунки уличным искусством. Это просто пропаганда. Правительство хочет донести информацию людям, хочет настроить народ определённым образом и использует художников.

Расскажи о своей работе

Всё началось в 2000 году, с граффити. Тогда я рисовал плоские шрифты, а потом вдруг переключился на объёмные. Это были рисунки в 3D-формате, и после этого уровня у меня деформировалось восприятие. Я начал накладывать кусок на кусок, букву на букву, и это превратилось в своеобразный калейдоскоп. Как таковой информации или какого-то смысла это не несёт, это просто абстракция: я считаю, что любое творчество — это энергия человека, то, что он видит и пытается показать, а зритель должен её чувствовать.

Фото: АиФ / Изместьева Екатерина
 

Наташа

  • Псевдоним: Флокси
  • Санкт-Петербург
  • Граффити занимается более 5 лет

Граффити я стала заниматься потому, что влюбилась в мальчика-граффитчика, и вскоре сама втянулась в это дело. Каждый по-своему относится к уличному искусству, и очень часто сложно бывает сказать, что есть уличное искусство, а что — нет. Для меня это именно творчество, которое живёт в городской среде по определённым законам.

Наташа
Наташа. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Граффити: вандализм или искусство?

Мы сейчас находимся на выставке, и картины на стенах — это искусство. Значит, те «вандалы», которые рисуют на стенах, могут создавать произведения искусства и, увидев их работы здесь, можно по-другому посмотреть на то, что они делают за пределами выставочного зала.

Власти и уличные художники

Я считаю, что контролировать уличное искусство должны те люди, которые в этом что-то понимают и могут реализовать то, что они задумали. Потому что часто выделяются дома, а люди, которые не совсем в теме, рисуют там не то, что нужно. В Москве власти уже идут на уступки. В Питере, например, в центре рисовать дома нереально.

Расскажи о своей работе

Мне хотелось сделать что-то новое, мне не свойственное. Не рисовать картины, не расписывать стены. Скульптуры означают три стадии жизни. Первая — рождение человека, когда он появляется на свет целостным, чистым, и сам себя начинает портить. Это просто неизбежно, потому что нужно расти. Вторая — это зрелый, многогранный человек со своими убеждениями и заблуждениями. Третья скульптура означает смерть, которую я изобразила в виде пирамиды, потому что это точка, и она является перерождением. Такой замкнутый цикл, ну то есть как точка «туда».

Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Марта Купер(Самый известный фотограф, освещающий нью-йоркскую граффити-сцену 70–80х годов).

Как вы начали фотографировать уличное искусство?

Более 36 лет назад я работала штатным фотографом одной из газет. В то время на Манхэттене было множество заброшенных домов, которые стояли в одном из самых престижных мест в современном Нью-Йорке, Ист-Вилладже. Понятно, что в эти дома лазили подростки, и меня заинтересовало, чем там занимаются эти подростки, какие они придумывают себе развлечения. И вот, в одном из домов я встретила мальчика, который показал мне свою тетрадку с рисунком. Он сказал, что этот рисунок скоро будет перенесён из тетрадки на стену. Этот же мальчик познакомил меня с «Королём», который оказался граффитчиком по имени Данди. Данди рассказал мне, что такое граффити, показал, как их читать. Мне объяснили, что граффити на стенах — это, по сути, чьи-то имена, подписи художников. Тогда это произвело на меня глубокое впечатление: я поняла, что рисунки — это не просто вандализм, а графический дизайн, искусство в городской среде.

Марта Купер
Марта Купер. Фото: АиФ / Изместьева Екатерина

Станет ли граффити академическим искусством?

Граффити уже стало академическим искусством. Я занимаюсь организацией библиотеки граффити-искусства в Берлине в рамках большого проекта urban nation. Частью моей работы является поиск и систематизация докторских диссертаций на тему уличного искусства, и вы себе не представляете, насколько их много, и насколько глубоко «копают» их авторы.

Как, по Вашему мнению, будет развиваться уличное искусство в Москве?

На мой взгляд, Москва в смысле уличного искусства является прогрессивным городом. Сегодня здесь был помощник руководителя департамента культуры, и он сделал со мной «селфи» на фоне фотографий граффити на стенах Нью-Йорка. В Нью-Йорке такое сложно представить. Многие из русских художников, представленных на этой выставке, показывают очень высокий уровень. Так что я полагаю, что уличное искусство Москвы ждёт большое будущее.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах