Примерное время чтения: 5 минут
636

Дело Гергиева боится. В Большой театр с триумфом вернулся «Князь Игорь»

На исторической сцене Большого театра состоялись два премьерных показа оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Инициатором проекта, музыкальным руководителем постановки и дирижером вечернего представления выступил маэстро Валерий Гергиев, худрук и гендиректор Мариинского театра, а с прошлого года — также генеральный директор Большого театра.

Между химией и музыкой

Судьба этого произведения удивительна. Как и судьба самого Бородина. Много ли мы знаем химиков, которые бы сделали блестящую карьеру в классической музыке?.. А Бородин был не просто химиком, но и академиком, членом-учредителем Русского химического общества. Даром, что родился Саша от внебрачной связи 62-летнего князя и 25-летней солдатской дочери. И по праву рождения считался крепостным. 

Отец его, Лука Гедианов, происходил из аристократического грузинского рода и признать ребенка не мог. Поэтому младенца записали как сына Порфирия Бородина — крепостного слуги Гедианова. Так что в будущем академик и композитор прославил чужую фамилию, хотя как крепостной не мог даже получить высшего образования. До 8 лет Саша Бородин формально считался крепостным собственного отца, но перед смертью князь Гедианов все-таки дал ему вольную. 

Химией парень увлекся рано. Равно как и музыкой. В 9 лет он уже сочинил польку для фортепиано в четыре руки. И все-таки решил посвятить себя науке. Однако сегодня химики вряд ли вспомнят его достижения, кроме некоей реакции Бородина. Зато образованные музыкально люди непременно назовут его оперу «Князь Игорь», ее либретто композитор без консерваторского образования написал по «Слову о полку Игореве». 

В портфеле Александра Бородина — симфонии, сонаты, квартеты, романсы, песни. Но опера «Князь Игорь» — самое значительное и известное его произведение, которое он, химик по образованию, сочинял в течение 18 лет. Но так и не окончил, в 53 года уйдя в мир иной. Римский-Корсаков и Глазунов сочли важным завершить труд коллеги. И их усилия не были напрасными.

Через три года после смерти Бородина на сцене Мариинского театра с огромным успехом прошла премьера «Князя Игоря». Опера и сейчас, больше века спустя, считается шедевром российского искусства.

Дополнительную известность музыке принесли «Половецкие пляски», поставленные легендарным артистом балета и хореографом Михаилом Фокиным и показанные в 1909 году в Париже. «Пляски» Фокин считал одной из самых важных своих работ, «примером выразительного массового танца».

История жизни «Князя Игоря» в Большом театре чуть короче, чем в Мариинке. В Москве оперу впервые представили в 1898 году. И потом ставили многократно, даже в тяжелые для страны времена — в 1914-м, в 1944-м. 

В непростом 1993-м это была совместная постановка с итальянским театром «Карло Феличе» (Генуя). Спектакль известного режиссера Юрия Любимова шел в Большом с 2013-го по 2017-й. 

А в разные периоды на сцене ГАБТ в главных ролях блистали Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, а также Елена Образцова и Тамара Синявская

Оперу ставили в Праге, в Нью-Йорке («Метрополитен-Опера), в Милане («Ла Скала»). И на многих других известных сценах мира. Если не сказать — на всех.

Из ХII века в ХХI

Представленная сейчас в ГАБТ опера «Князь Игорь» войдет в постоянный репертуар театра. Это классическая постановка Мариинки 1954 года (режиссер Евгений Соковнин, хуждожники-постановщики Нина Тихонова и Николай Мельников), восстановленная там в декабре 2001-го. Маэстро Гергиев, волею судьбы вставший у руля обоих театров, главной задачей сегодня видит возвращение в афишу Большого лучших творений российских и зарубежных композиторов. Поэтому то, что декорации и костюмы предоставлены Мариинским театром, выглядит вполне естественно. Как и то, что в главных партиях оперы — солисты Большого и Мариинки. Даром что имена их стали известны публике и самим артистам за несколько часов до представления. Баритон Владислав Сулимский — в роли Игоря Святославича, князя Северского. Меццо-сопрано Зинаида Царенко — Кончаковна. Бас Мирослав Молчанов — Кончак. Все трое — артисты Мариинского театра. Приглашенный из «Геликон-оперы» тенор Игорь Морозов исполнил партию молодого князя Владимира Игоревича. А сопрано Анна Нечаева из Большого выступила в роли жены Игоря Святославича Ярославны.

Фото: Большой театр

В спектакле также участвовали солисты балетной труппы, хор и симфонический оркестр ГАБТ. Главный хормейстер — Валерий Борисов. Художник по свету — Дамир Исмагилов.

Представление в Большом, не являвшееся ни мировой, ни российской премьерой, прошло в исключительно приподнятой атмосфере и длилось более четырех часов с двумя антрактами. Статус высокохудожественного культурного события действу придавал и вставший вечером за дирижерский пульт маэстро Гергиев. 

Сама опера — о столкновении двух культур, о предательстве и измене, о любви и преданности — выглядела эффектным зрелищем (стильные костюмы, роскошные декорации), хоть и сотворенным 70 лет назад. Но главное даже не это. Произведение, написанное Бородиным полтора столетия назад (а «Слово о полку Игореве» повествует о событиях конца ХII века), оказалось созвучным нынешнему времени.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах