Проект Nuclear Kids сформировал крепкий костяк энтузиастов-профессионалов, которые из «сырого материала» — детей с разным уровнем танцевальной, вокальной, актёрской подготовки — лепят профессиональную историю.
«Лабиринты детства»
В 2009 г. родилась эта идея — собирать талантливых ребят из «атомных городов», в которых хоть и есть возможности для творческого развития, но жизнь всё равно обособлена от внешнего мира. И теперь каждое лето «атомные дети» (Nuclear Kids) съезжаются в одно место и начинают готовить спектакль.
На сей раз они собрались под Санкт-Петербургом, в посёлке Репино. Там и жили, и работали по 9 часов в день все 23 дня — вплоть до премьеры в питерском Мюзик-холле.
Сцена первая.
Репетиционный зал. Несколько девочек сидят на шпагатах. Один парень перекинул корпус тела через голову справа налево. Другой помогает ему устоять в такой позе подольше. Группа ребят отрабатывает танец под ритм, который наговаривает Максим Недолечко, бессменный хореограф проекта.
Максим: «Стоп! Друзья, а теперь посмотрите — это у вас линиями называется?»
Танцоры выравниваются и повторяют танец. Из дверей появляется человек с гладильной доской. Доходит с ней до середины зала. Медленно делает круговое движение. Ещё минуту стоит в раздумьях и уходит.
Второй год спектакль ставится не по готовому, купленному сценарию, а по написанному специально для этих детей режиссёром Владимиром Карабановым. Причём сценарий обсуждался с детьми, адаптировался под их жизненный опыт, которым они взахлёб делились с авторами. И получились «Лабиринты детства» — о том, как нелегко детям принять ту жизнь, что называется взрослой. Музыка тоже оригинальная — композитора Григория Немировского.
«Говорят, сегодня нет детской музыки, — примерно так писало одно из чешских изданий в прошлом году во время гастролей "NuKids" в Чехии. — Но, оказывается, она есть!»
Когда находятся энтузиасты — рождаются и стихи, и музыка.
Дети разных народов
«Не проблема, если ты
Храбрый сердцем — будь героем.
Но на самом деле по-другому
Взрослый мир устроен», — поют «нюкидсы».
В атомных российских городах этот проект, который организует и финансирует госкорпорация «Росатом», уже не нуждается в рекламе. В него стремятся попасть сами дети, а родители поддерживают их — приводят на кастинги, которые проходят по несколько месяцев.
Впрочем, попасть в мюзикл хотят не только в России — проект уже стал международным. В этом году среди 80 его участников есть ребята из Болгарии, Чехии, Венгрии, Турции, Вьетнама, Белоруссии, Украины. Не приехали на сей раз корейцы — из-за того, что после их трагедии с паромом, где было много детей, государство ограничило поездки ребятишек. Но там надеются, что в следующем году их дети снова будут петь и танцевать вместе с другими.
Сцена вторая.
Холл гостиницы. Из зала ресторана, где обедают участники проекта, выскакивает стайка ребятишек, разбивается на группы. В каждой идёт оживлённое общение. Энергичные жесты, красноречивая мимика, смешные позы — научили педагоги!
Из дальнего коридора появляется человек с гладильной доской. Не спеша проходит через холл и уходит на лестницу. Ребятишки вновь превращаются в стайку и дружно тянутся за ним.
В свободное от занятий и репетиций время ребята помогают Ольге Загорской, художнику по костюмам. Вместе с ней кроят, шьют, отглаживают. Несмотря на то что декорации и костюмы для спектаклей проекта стараются делать по принципу минимализма, поскольку гастрольный тур у юных артистов растягивается на пол-России и пол-Европы, — работы в швейном цехе хватает. Ещё бы — спектакль на сей раз состоит из 12 самостоятельных новелл. И все, кто владеет иголкой, хватают её, когда выдаётся минутка.
NuKids — навсегда
Однажды став «атомными детьми», они остаются ими надолго. Создали своё сообщество в соцсетях, в котором постоянно общаются друг с другом. Вновь и вновь приходят на кастинги. До прошлого года у проекта уже был некий костяк постоянных участников — они задавали ритм работе, тон общению. Но дети вырастают. И в этом году большинство ребят — новички.
Сцена третья.
Зал Мюзик-холла Санкт-Петербурга. На сцене идёт прогон спектакля. Максим Недолечко с танцевальной группой проверяет, соответствует ли минусовка рисунку танца. Плечо вперёд, оборот корпуса, голова вправо, голова влево, наклон...
Максим — звукорежиссёру: «Здесь надо больше стекла. И крик в конце: "А-а-а-а-а-а!" Длинный».
Человек с гладильной доской проходит через сцену. Спокойно и размеренно.
Девять «старичков» тоже здесь — приехали уже в качестве вожатых-волонтёров. Мюзикл дал им путёвки в жизнь. Все — студенты столичных театральных вузов. Двое — в ГИТИСе, уже на третьем курсе, пятеро поступили на бюджетные отделения ВГИКа, Школы-студии МХАТ и ГИТИСа. И теперь один из них, Виктор Закаляпин, студент ВГИКа, для новых «нюкидсов» — авторитет непререкаемый. Он может не только споры рассудить, но и помочь отрепетировать сцены.
Экзамен — премьера
Премьера — это всегда главное событие проекта. 20 с лишним дней занятий вокалом, сценической речью, хореографией, заучивания песен и ролей, репетиций без устали — всё это позади. Впереди — первый спектакль. Экзамен. Доказательство самим себе, что могут показать спектакль профессионального уровня.
В зале взрослые и дети из ближайшего атомного города — Соснового Бора, а также воспитанники питерских детских домов. На сцене — лабиринты, в которых ищут нужные двери во взрослую жизнь юные актёры. Зачем? «Мы попробуем спасти то, что нам досталось даром», — отвечают они.
Сцена четвёртая.
Закулисье. Счастливый детский ор, шум, гвалт, объятия, поцелуи. Вместе с толпой детей в майках нынешнего года песню, которая уже стала гимном проекта, поёт мальчик из Соснового Бора в прошлогодней майке (цвет и дизайн отличаются). Бывших «нюкидсов» не бывает...
Человек с гладильной доской спокойно лавирует между беснующимися артистами и проходит к выходу.
«Вроде бы после стольких дней работы они должны быть уставшими, а взяли и собрались — и выступили прекрасно!» — от души радуется успеху подопечных хореограф.
«Они всегда так — на премьере выступают лучше, чем на генеральной репетиции», — удовлетворённо добавляет Сергей Новиков, автор идеи проекта, директор департамента коммуникаций «Росатома».
Проект, по его словам, помогает решить сразу несколько задач. Ребятишки вырастают творчески, чувствуют это и начинают верить в свои силы. Кроме того, формируется общность детей, связанных мирным атомом. И они вырываются за стены размеренной жизни закрытых городов, получают опыт общения с детьми из разных стран. «Мы помогаем им открыть для себя не только нашу необъятную страну, но и весь огромный мир», — подытоживает он.