В среду в Театре на Таганке прошло профсоюзное собрание коллектива, на котором артисты вновь выдвинули Народного артиста РСФСР Валерия Золотухина на пост и директора, и художественного руководителя театра.
«Коллектив театра предложил утвердить в должности директора и художественного руководителя Золотухина Валерия Сергеевича», - сообщил сам Золотухин в среду перед входом в театр. Артист сообщил, что решение собрания будет направлено мэру Москвы Сергею Собянину, заммэра Людмиле Швецовой и руководителю Департамента культуры Москвы Сергею Худякову, сообщает «Интерфакс». Актер согласился исполнять эти обязанности на время отпуска, проведения гастролей в Греции и начала сезона.
По результатам собрания артисты также написали действующему директору и художественному руководителю театра Юрию Любимову открытое письмо, которое подписали 127 человек. В письме речь идет о несогласии коллектива мириться с унижениями и оскорблениями в свой адрес. «Мы поборемся за наше достоинство», - сказано в письме. В нем отмечается, что работать с Любимовым было «большой жизненной удачей». Однако теперь они говорят бывшему руководителю: «Вы сожгли все мосты».
Актеры также подписали еще одно письмо - мэру Москвы Сергею Собянину, в котором выступили против автономного статуса театра, на котором в свое время настаивал его художественный руководитель Юрий Любимов, отмечает РИА «Новости». В письме артисты подтвердили, что автономный статус им не нужен. Ранее власти Москвы уже отмечали, что автономного статуса не будет, а по новому уставу театр станет государственным бюджетным учреждением культуры.
Впрочем, расставание с бывшим худруком проходит не так безболезненно, как стараются это представить в прессе обе стороны.
Любимов все-таки уходит, но ведь его спектакли остаются, как и его имя на афишах. «При этом по действующему в России законодательству в отличие от писателей, композиторов режиссер не является автором, он не имеет права ни запретить показ своего спектакля, ни внести в него правку, если, например, такое желание вдруг возникнет», - отмечает Новая Газета.
А ведь Любимов был не только режиссером, «но и в определенном смысле музыкальным руководителем своих спектаклей, а представить себе оперу без дирижера очень трудно».
Как пример «умирания» спектакля НГ вспоминает приезд на Чеховский международный театральный фестиваль балетной труппы Мерса Каннингема. Гастроли в Москве, после смерти хореографа в 2009-м, - были одной из последних остановок перед тем как театр прекратил существование. Завещание Каннингема не оставило вариантов: его балеты могут играться два года после его смерти, после чего их запишут на видео, но вживую играть уже не будут. Вероятно, хореограф исходил из того, что видел сам - во что превращаются после смерти авторов их спектакли.
Но вот Любимов, даже если захочет, запретить играть свои спектакли не сможет: «Он попал в ловушку, которую приготовило ему российское авторское право, для которого режиссер - по-прежнему не автор».