Задумка книги, из которой впоследствии вырос этот фильм, пришла в голову знаменитому художнику и писателю Беркли Брезеду дома, за ужином. «Как-то вечером мой сын Майло опрокинул тарелку с цветной капустой и убежал из-за стола – в фильме эта сцена показана более тактично», – говорит Брезед. – «Уходя, он сказал маме такое, что я даже повторять не буду. Если бы он сам это хоть раз повторил, всю жизнь бы до старости лечился. И я, совершенно не задумываясь, ответил ему: «Ты бы не говорил так о маме, если бы её похитили марсиане». Я вышел из комнаты и ночью написал книгу. Остальное вам расскажет студия Disney».
Студия за разработку проекта и позвала Саймона Уэллса: он должен был написать сценарий (со своей женой Венди) и заняться постановкой. Фильм идёт по стопам других успешных семейных картин ImageMovers Digital – «Полярный экспресс», «Дом-монстр» и «Рождественская история»: он сделан в технологии «performance capture», позволяющей передавать движения и мимику актёров компьютерным персонажам. Благодаря этой технологии вы сможете побывать на Марсе, полюбоваться красивыми неземными видами и насладиться великолепной игрой актёров.
«У фильма есть хороший стержень: материнская любовь и осознание ребёнком этой любви», – говорит Уэллс. – «Это меня зацепило. И мою жену Венди, которая писала со мной сценарий, зацепило тоже. И мы весь фильм построили на этой сюжетной линии, которая, собственно, и подвигла Беркли написать книгу».
Работая над экранизацией, сценаристы решили несколько изменить фабулу книги. «Мы сделали героев немного взрослее», – говорит Уэллс. – «И поняли, что хотим подольше задержаться на Марсе. Побродить по чужой планете, поглядеть на её обитателей и на разные стороны этого мира. Ведь наш герой находится там, где ни один из нас в нормальной жизни не окажется. За ним гонятся, в него стреляют, и он много нового видит и понимает. Он отправляется в героическое путешествие с самой благородной целью: спасти свою маму, потому что он её любит».
Кто есть кто в «Тайне Красной планеты»
МАЙЛО – девять лет. Мама устала пререкаться с Майло, а Майло устал от мамы. Он говорит, что может прожить и без неё – и тут происходит неожиданное. Марсиане крадут его маму и возвращаются на Марс – вместе с девятилетним «зайцем», готовым во что бы то ни стало спасти маму, от которой ещё совсем недавно мечтал избавиться.
Создатели фильма решили, что лучшим кандидатом на главную роль станет Сет Грин (телесериал «Гриффины», трилогия об Остине Пауэрсе). «Он великолепно справился с ролью маленького мальчика», – говорит продюсер Джек Рапке. – «На крупных планах у него такое детское, удивлённо-невинное выражение лица! И всю эту гамму эмоций, которые переживает Майло, он передаёт восхитительно, хотя это трудно взрослому актёру. Тут хорошей актёрской техники мало, нужна ещё детская открытость миру. Всё это есть у Сета».
Говорит сам Грин: «Играть девятилетнего мальчика трудно. Взрослея, мы меняемся, приобретаем налёт фальши, даже не замечая этого – слишком заботимся о том, как нас видят другие. А у детей никаких фильтров нет. Им всё равно. Поэтому играть Майло было так интересно. Это было настоящее избавление».
«У Сета Грина очень выразительное лицо», – говорит художник-постановщик Даг Чян. – «Мы с огромным удовольствием поиграли с ним, превращая взрослого мужика в 9-летнего мальчика. Мы даже не взглянули на его детские фотографии, просто постарались представить себе, как этот дядька выглядел в 9 лет. После этого мы чуть-чуть преувеличили самые выразительные части лица – глаза, рот, лоб… В общем, сделали карикатуру Сета в 3D».
МАМА любит Майло больше всего на свете, просто она хочет, чтобы он её слушался. Хотя Майло не ценит её любовь и доброту, их оценят марсианские разведчики, разыскивающие хорошую маму.
Джоан Кьюсак («История игрушек-2», «История игрушек: Большой побег», «Мой ангел-хранитель») была приглашена на роль Мамы – и вложила в неё собственный опыт. «Мне понравилось то, что написали Венди и Саймон», – говорит она. – «Это хорошая история. Тут заложена хорошая мысль: быть родителем не всегда значит быть добрым другом своему ребёнку. Надо уметь не думать о себе. Надо уметь порой поступать строго и говорить строго, если это ребёнку на пользу. Это и есть настоящая, небезразличная любовь, которой и отличается наша Мама».
ГРИББЛУ сильно за 30; он живёт на Марсе с тех пор, как его собственную маму забрали к себе марсиане. Когда Майло прилетает на Красную планету и попадает в беду, Гриббл спасает его и проводит через сеть тайных проходов в свой дом: высокотехнологичное секретное убежище на нижнем уровне Марса. Гриббл расстраивается, когда узнаёт, что Майло, первый землянин, встреченный им за долгие годы, хочет вернуться на Землю с мамой. И всё-таки Гриббл соглашается помочь мальчику – хотя в глубине души ему бы хотелось, чтобы Майло остался с ним навсегда.
Обладатель премии «Тони» Дэн Фоглер («Кунг-фу Панда», «Хортон») сумел передать всю сложность и глубину этого персонажа. «Дэн не только придумал много интересных языковых фишек, – говорит режиссёр Саймон Уэллс, – он сыграл своего героя с удивительной теплотой. В одной сцене Гриббл рассказывает Майло всю правду о том, как он попал на Марс. Когда мы писали её, мы надеялись, что она будет трогательной. Но то, что сделал в этой сцене Дэн, превзошло все наши ожидания. Он её отыграл с настоящим, глубоким чувством. В такие моменты вся группа на площадке аплодирует. Гриббл в исполнении Дэна – классический образ клоуна с разбитым сердцем, который прячет душевную боль за прибаутками и красным носом. Нашего Гриббла сделал Дэн».
«Я хотел стать частью этого фильма, потому что мне понравилась задумка», – говорит Фоглер. – «Я раньше никогда не пробовал работать с performance capture, но я по образованию театральный актёр, а это всё почти как театр, только ты весь в проводах».
Продюсер Роберт Земекис расхваливает актёров за их изобретательность и чувство юмора. «В фильме много смешных сцен и ситуаций. Да и сама идея настолько абсурдна, что дарит много возможностей посмеяться. Но мы собрали, возможно, лучшую команду импровизаторов за последние годы. Они могут замечательно приукрасить любую сцену».
Земекис уверен, что зрители полюбят «Тайну Красной планеты». «Там всё для них: веселье, приключения, юмор, прекрасные актёрские работы, впечатляющий 3D. Это невероятно удачная цифровая картина».