ПРОТИВ – Юрий Геворкян: Большой мастер по части применения чужих идей под собственные нужды, Федор Бондарчук попросит у государства денег на съемки «Сталинград». Новость тревожная, ведь в случае Федором никогда не знаешь, как реагировать при просмотре его фильмов – хмуриться или жмуриться. И если «9 рота» была всего лишь мутантским выкормышем у которого в папах – «Взвод», а в мамах – вертолетики из «Апокалипсиса сегодня», то «Обитаемый остров» - по меркам чахлого российского кинематографа стал провалом просто космического масштаба. Словно большой, растянутый эпизод низкобюджетного американского научно-фантастического сериала конца 80-х. Самый дорогой российский фильм в истории – с одной стороны, самый громкий кассовый провал – с другой.
Я это все к чему? К тому, что чем дальше – тем хуже у Ф. Бондарчука получается делать (не снимать даже) кино. Поначалу это было эпигонство, красиво снятое (за что спасибо все-таки оператору Максиму Осадчему, а не Федору) и экономически выгодное, но потом кино Бондарчука утратило коммерческий потенциал из-за претенциозных стилистических упражнений.
К тому же, есть подозрение, что пресловутые 40 млн. бюджета «Сталинграда» пойдут не на то, чтобы «почтить память», «напомнить молодежи», «вспомнить историю», а на утоление личностных амбиций режиссера Бондарчука. Ведь он хочет снимать не только для российского, но и для закардонного рынка. Очевидно, не дают покоя лавры Тимура Бекмамбетова, удачно пристроившегося в Голливуде.
Опыт новых российских фильмов о Великой Отечественной показывает две любопытных вещи: во-первых, чтобы снять хорошее кино – не нужно большого бюджета, а во-вторых, даже качественному кино не гарантирован кассовый успех. Самые лучшие картины о ВОВ последних лет – «Звезда» и «В августе 44-го». Первая едва собрала в прокате чуть больше половины собственного скромного бюджета в размере $1,3 млн., вторая стоила чуть больше $5 млн., но о ее кассовых сборах создатели предпочитают не распространяться – гордиться, наверное, нечем. А жаль.
40 млн. – сумма для российского кино практически не «отбиваемая». Собрать такое количество денег под силу только «Иронии судьбы. Продолжение», у которой 30-лет рекламы по телевизору на Новый год или «Ледниковому периоду», на который ходят семьями (а иногда – и не единожды).
Чем сможет привлечь зрителя «Сталинград»? Всколыхнет патриотические чувства? Очень вряд ли. А если даже и всколыхнет – то имя режиссера на афише вполне способно свести на нет прилив любви к Родине. Судите сами – каждый новый фильм Ф. Бондарчука стоит дороже предыдущего, а денег собирает меньше. «9 рота» стоила 9,5 илн., собрала 25,5 млн. Оба «Острова» стоили 36,5 млн. Первый собрал – 21 млн., второй едва-едва наскреб 6 млн. Зритель, шельма, разочаровался, оказывается.
Но дело, в общем-то, не в Бондарчуке. Дело в российском кино и тех, кто его делает. Они не хотят терпеть ошибки, набивать шишки и постепенно осваивать большие жанры, где нужны размах, эпика и спецэффекты «как у американцев». Они хотят все и сразу, почитая главной проблемой отсутствие больших бюджетов, а не отсутствие больших идей. Это, ей-богу, как дать ребенку большую, яркую игрушку, которую он тут же разобьет и забудет – потянется к следующей. И только у того, кто ребенку игрушку дарил, мелькнет шальная мысль: «А я ведь за нее столько отдал...». Ну раз уж деньги из бюджета, значит – народные. Только как-то жалко народных денег на развлечения детей, из числа тех, на которых отдохнула природа.
ЗА – Ирина Тагирова: «Как вам живется в тени своего отца?». Этот вопрос преследовал его всю жизнь. « Мне живется в тени своего отца комфортабельно, я готов в этой тени жить всю жизнь», - отвечал режиссер Бондарчук. Сын режиссера Бондарчука. Он, конечно, лукавил.
Светский лев, гламурный герой, телезвезда, Бондарчук снимет фильм о Сталинградской битве. Бюджет космический – около 40 миллионов долларов. Проект, продюсерами которого выступили Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, сценаристом Илья Тилькин, делается совместно с телеканалом «Россия». Его выход запланирован на 2012 год - к 70-летию начала Сталинградской битвы.
Федор Сергеевич уже обратился за деньгами в Минкультуры РФ. Это сражение было одним из самых кровопролитных в мировой истории, в нем погибло около 2 миллионов человек. Можно себе представить какие батальные сцены планируют создатели, какого уровня компьютерная графика, сколько массовки!
Мы теперь про войну снимаем с голливудским масштабом. Кстати, Федор Бондарчук уже не впервые обращается к военной тематике. Его дебютной работой в кино стал фильм «Девятая рота», посвященный военным действиям СССР в Афганистане.
А все равно остаются вопросы, справится ли модный режиссер, герой светских хроник, ресторатор со священной тематикой? Федору Сергеевичу пошел пятый десяток, давно уже не мальчик. За плечами два больших фильма «Девятая рота» и «Обитаемый остров», и миллион рекламных и музыкальных клипов.
Положа руку на сердце, за «Сталинград» вовсе не страшно. Кстати, он уже снимался в фильме с таким названием. Мужик, который родился 9 мая и поразил многих кинокорифеев « Девятой ротой», вкусивший с молоком матери вкус к качественному кинопродукту, не может испортить военное кино. Есть такое предчувствие.
Федор – настоящий профессионал. Его, конечно, гложут эти безумные комплексы детей великих, адские сравнения с отцом. И ему суждено каждой лентой доказывать свою состоятельность, принадлежность к фамилии. Может быть это станем, залогом действительно хорошего кино. Это не гладкий, сытый, гламурный парень-мажор берется за рассказ о великой военной истории. Можно ведь в нем видеть профессионала, взрослого мужика, художника с тонкий, ранимый сутью, с харизмой Бондарчука. Он посвятил свою первую картину отцу. Потому что почуял, что получается неплохой фильм. Трудно сказать, как принял бы кино Сергей Бондарчук, доживи до наших дней. Но стыдиться не пришлось бы. Хорошее кино.
За годы рекламно-музыкальной юности мышца у рекламщиков наросла, подучились на голливудских картинах, набрались готовых шаблонов, и обломились по знакомству безумные бюджеты. Твори не хочу. Давно хочется увидеть о той войне современное кино с современными техническими возможностями. И Федор Сергеевич из тех, кто справится с этой задачей. Так что, фильм жду.