Нет смысла — нет «Оскара»
На фоне событий, связанных с освобождением Михаила Ходорковского, почти незамеченной прошла новость о том, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» не попал в шорт-лист картин, претендующих на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Фактически американская Киноакадемия солидаризировалась с теми российскими зрителями, которые утверждали, что фильм Бондарчука ни о чем.
А ведь сколько было приложено усилий, вставлено спецэффектов, как нам говорили, «на уровне высших мировых стандартов»...
Но не сработало. А ведь фильм от России на конкурс посылали едва ли не безальтернативной основе. Мол, «Сталинград» — это лучшее, что у нас есть. Получается, наше лучшее все равно не дотягивает до лучших мировых стандартов?
На мой взгляд, дело не столько в уровне современного российского кино в целом, сколько в провале неуклюжих попыток двух маститых российских кинодеятелей — Никиты Михалкова и Федора Бондарчука — добыть себе награду американской Киноакадемии.
Оба этих режиссера в российском кино на особом положении. И положение это они использовали для создания двух самых амбициозных проектов последнего времени — «Сталинграда» и «Утомленных солнцем-2».
У обеих этих картин был огромный бюджет, государственная поддержка, самая современная техническая база и прочее, что необходимо фильму с точки зрения лучших мировых стандартов.
Не было только в них только одного — смысла. Ни Михалков, ни Бондарчуку, берясь за кино о войне, не смогли сказать о ней ничего, что действительно проняло бы зрителя.
Потому что горящие в атаке солдаты, испражняющиеся летчики и демонстрация женской груди в картине имеют смысл только тогда, когда это обусловлено сюжетом. А с сюжетом и у Бондарчука, и у Михалкова было очень и очень плохо.
Желание понравиться
И в том, и в другом фильм — огромное количество сюжетных ходов, которые являются повторением, причем неудачным, знаменитых зарубежных картин на военную тематику вроде «Спасения рядового Райана».
В сюжетах «Сталинграда» и «Утомленных солнцем» очень много такого, что у отечественного зрителя вызывает недоумение и, как минимум, вопросы. Объясняется это просто — фильмы в первую очередь должны были удивить и поразить западную аудиторию, проложив авторам путь к «Оскару».
Вот это вот — желание понравиться во чтобы то ни стало, напоминающее навязчивость нетрезвой женщины в баре, и оттолкнуло американскую Киноакадемию.
Отчего по прошествии лет Никита Сергеевич задумал снять пародию на самого себя, напрочь забыв то, что принесло ему успех — загадка.
И Михалков, и Бондарчук в своих притязаниях на «Оскар» отказались от всего, чем было сильно отечественное кино, сделав фильмы, выглядящие как плохое подражание Голливуду. Естественно, что эта имитация в Голливуде никого не впечатлила.
Басня Михалкова
Удивительно, что отец режиссера Михалкова, поэт Сергей Михалков, историю, приключившуюся с сыном и Федором Бондарчуком, много лет назад описал в басне «Слон-живописец».
Слон, нарисовав пейзаж, пригласил знакомых, которые одобрив картину в целом, указали на недостатки. Каждый в качестве недостатка увидел что-то, близкое только ему. А Слон, очень желавший понравиться, решил угодить всем.
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже — мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: «Ералаш!»
Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.
В нашем случае Никита Михалков и Федор Бондарчук, отказавшись от традиций отечественного кино, попытались нафаршировать картину всем тем, что уже было на Западе, и должно нравиться раздающим «Оскары» экспертам. Но те, взглянув на «Утомленных солнцем» и «Сталинград» вынесли тот же вердикт, что раньше вынесли российские зрители: «Ералаш!».
Единственный верный способ получить «Оскар» — это забыть о его существовании и просто снимать хорошее кино, как в свое время делали Никита Михалков и отец Федора Бондарчука Сергей Бондарчук, получивший награду за картину «Война и мир».
Хочется верить, что современные российские кинодеятели это, наконец, поймут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции