В нашей стране автовладельцы не выбирают, оформлять им полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) или нет. Садиться за руль без действующей страховки запрещено: за это, как минимум, можно получить штраф. И это самая незначительная неприятность.
Если же по вине водителя произойдёт авария, то, помимо материального наказания за правонарушение, нужно будет также раскошелиться на ремонт и своей машины, и машины пострадавшего. Даже когда виновник не торопится возмещать ущерб из своего кармана добровольно — его обяжет сделать это суд. Взысканная сумма при этом окажется значительно больше стоимости полиса.
Залог спокойствия
Полис ОСАГО избавляет от трат на восстановление автомобилей в случае ДТП. Виновному в аварии не придётся компенсировать ремонт машины пострадавшего за собственный счёт. Пострадавший же не будет тратить время и нервы, требуя деньги на возмещение ущерба. И то, и другое на себя возьмут страховые компании, у которых водители оформили полисы.
Стоимость их у разных автовладельцев разная. При её определении учитываются технические характеристики автомобиля (например, мощность), особенности его конструкции и назначение. Кроме того, зависит цена и от региона, где зарегистрирован владелец транспортного средства, а также от его стажа вождения.
Чек за ОСАГО корректирует и показатель безаварийного вождения — коэффициент бонус-малус (КБМ). Он рассчитывается индивидуально для каждого водителя, исходя из данных о ДТП, которые произошли по его вине. Если таковых не было, то КБМ даёт дополнительную скидку на полис. То есть, чем аккуратнее человек ездит — тем ниже выходит стоимость страховки. Каждый год безаварийной езды означает, что следующий полис будет ещё дешевле. Положительный КБМ позволяет «скинуть» до 54% от изначальной цены страховки.
Ответственность перед другими
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.
«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.