Когда автомобиль налетает на острый край асфальтовой, ямы, то происходит мгновенная концентрация энергии в локальной зоне покрышки. Чтобы поглотить удар, нужен высокий профиль и хорошая длинноходная подвеска, как на внедорожниках. Однако у легковых автомобилей нет этого богатства. Нередко страдает боковина. Причем чем меньше скорость машины, тем больше жди неприятностей для колеса.
Самой опасной для колес скоростью на изрытом ямами шоссе является как раз та, что предписана правилами. Чаще всего колеса пробиваются на скоростях от 60 до 80 км/ч. К примеру, завидев яму, человек бьет по педали тормоза, автомобиль клюет носом, перемещает вес вперед, загружая передок, и на пике давления в покрышках получает звонкий удар снизу.
Как ни удивительно, лучше всего пролетать ямы на большой скорости. Автомобиль заряжен кинетической энергией, которая не позволяет ему сваливаться в неровности. Он просто скачет по острым краям. Раллийные гонщики знают, что при виде ямок самым правильным будет добавить газу, отпуская педаль лишь после совершения скачка. Тогда хоть как-то можно избежать пробоя. Но как быть, если грыжа все-таки появилась?
Причиной бокового вздутия резины является поврежденный текстильный корд. Локальная концентрация нагрузок приводит к сверхнормативному растяжению волокон и их разрыву. Естественно, это приводит к снижению прочности боковины, и она выступает под давлением.
Такая покрышка ремонту не подлежит и требует скорой замены. Но что будет, если запаска уже использована и поставить нечего? Каким образом передвигаться, чтобы не хлебнуть новой беды?
Шишка делу не помеха
Если грыжа выступает не более 7-9 мм, то еще все может обойтись. В этом случае повреждены не все волокна, и часть из них держит нагрузку. Полностью сохранен и резиновый слой. Такое колесо вполне способно «шлепать» по кочкам и даже переживет пару пробоев, если они придутся не в старое место. Резина довольно эластична и может раздуваться, не лопаясь. Это вздутие почти не отражается на управляемости, и бывает, что с небольшой грыжей колесо ездит до конца сезона, если вовремя поставить изнутри массивную заплату и камеру. Хотя производители категорически запрещают эксплуатацию шин даже с небольшими повреждениями. И здесь решать владельцу.
Тише едешь — дальше будешь
Но если площадь грыжи превышает спичечный коробок, приближается к размерам кредитной карточки, а вздутие достигает 15 мм, то надо крепко призадуматься перед дорогой. Это значит, что не только порван корд, но и треснул какой-то из слоев резины. При движении сминаемость ее разнится, материал пружинит неодинаково, и возникают биения колеса. Они не только вносят дискомфорт в движение, но и свидетельствуют о серьезности положения. В поворотах покрышка с грыжей формирует неоднородное пятно контакта с плавающими сцепными свойствами. К примеру, во время торможения или при прохождении поворота на пределе сцепления колесо рискует опереться на разбитую боковину и «подломиться». В крайних случаях оно разбортируется, а автомобиль начнет цеплять диском асфальт. А это ведет к мгновенной потере управляемости.
В общем, если колесо с грыжей бьет, то надо снизить скорость до 70 км/ч и повороты проходить, как старый дедушка на «Москвиче». Оставить такую покрышку можно только для поездки в сервис.
Печальная экзотика
Гораздо реже встречаются совсем уж экзотические грыжи. Они торчат как волдыри на 20-30 мм и проминаются мизинцем. Такой пузырь свидетельствует о полноценной дыре в боковине, которая прикрыта тонким слоем резины. Он лопнет от чего угодно, от нового удара, от притирания к бордюру во время парковки или просто от усталости. Подобное колесо лучше сразу отправлять на свалку, а при неимении нового ехать в магазин на попутке.
Кроме того, экзотические грыжи образуются и от езды на шинах с низким давлением менее 0,3 атм. Автомобиль постепенно «жует» резину и рвет тканевую основу. Тогда волдыри вспухают вереницей, как укусы клопа.
В общем, исправность колес влияет на безопасность движения. Если грыжа все-таки лопнула в пути, то автомобиль начинает тянуть в сторону и водить по полосе. Паниковать не стоит. Главное, держать руль прямо и тормозить несильными периодическими нажатиями по педали, отпуская ногу после каждого цикла. И не давать блокироваться спущенному колесу, иначе машина «разуется», то есть покрышка слетит с обода. Мягкое торможение занимает около сотни метров, после чего можно спокойно выкатиться на обочину и заняться ремонтом.