Почему зимой нельзя держать бак пустым?
Зимние условия эксплуатации автомобиля значительно отличаются от летних. То, что при теплой погоде разрешалось и приветствовалось, при минусовых температурах оборачивается проблемами для автомобиля.
В топливном баке находится не только горючее, но и другие вещества. Там есть пары бензина, выделяемые большими массами горючего, воздух, а также пары воды, превращающиеся в жидкость. Множество химических элементов находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
С наступлением холодов на стенках бака начинает конденсироваться вода. А так как она не размешивается в бензине, то ее капельки формируют в топливе «линзы» инородных взвесей, собирающиеся в низинах резервуара. Процесс конденсации влаги происходит круглый год, но зимой он особенно интенсивен. Чем меньше топлива, тем больше площадь свободных поверхностей, на которых собирается конденсат.
При низких температурах нагревающийся автомобиль несколько раз проходит через «точку росы». Сначала — когда топливо разогревается, а затем — при остывании на стоянках, а также во время поездки. Этот процесс выглядит следующим образом. Топливный насос прокачивает в минуту больше литра горючего, а излишки сливает обратно в бак. Проходя через горячий насос, холодное топливо нагревается, что очень важно для последующего парообразования и эффективного приготовления смеси. Между тем стенки бака остаются холодными, так как набегающие потоки морозного воздуха охлаждают его. Неудивительно, что разница температур дает идеальные условия для выпадения водного конденсата. В итоге в морозы резервуар изнутри может покрыться не только капельками, но и ледяными кристалликами. Чем меньше в баке топлива, тем больше там нарастает небольших сосулек.
Если ездить на автомобиле всегда на четверти бака и заливать горючего понемногу, то за месяц можно насобирать более 200 г воды. Во время движения жидкость всегда размешивается в баке и превращается в эмульсию, которая в теплом топливе не застывает на морозе. Однако во время долгих ночных стоянок вода отслаивается и опускается на дно бака, где нередко попадает в горловину насоса. При охлаждении она превращается в снежный налет на сетке насоса и блокирует его работу.
Поутру, когда владелец приходит к машине и запускает мотор, автомобильный насос пытается подать топливо в двигатель. Он прокачивает часть оставшегося в магистрали горючего, и силовой агрегат часто запускается. Но далее из-за дефицита бензина он начинает троить и выключается. Насос не может протолкнуть снежную пробку и перегревается. И, если крутить стартер до изнеможения в надежде оживить машину, насос может выйти из строя.
В общем, конденсат в баке способен обернуться трудоемким ремонтом. Придется вынимать топливный насос из бака и очищать от ледяных наслоений. Однако можно и не мараться с инструментами и просто подождать оттепели. При повышении температуры ледяной налет на сетке просто исчезнет и откроется путь в топливопроводы. Машина вновь оживет.
Чтобы защитить себя от подобных морозных приключений, необходимо держать в баке столько топлива, чтобы оно занимало всегда больше половины объема. Оптимальное количество — это три четверти. Но если вода все же попала в топливную систему и неожиданно начались проблемы с зажиганием, пропала тяга или двигатель стал заметно хуже откликаться на действия педалью газа, то можно попытаться вылечить его нехитрым способом. Опытные водители добавляют в топливо абсорбирующие воду добавки. Они продаются в магазинах автохимии. Но лучше лечиться дедовским способом. Необходимо залить в бак стакан спирта и заправиться под крышку. Спирт растворит воду в себе и без последствий сгорит в силовом агрегате вместе с бензином.