Почему нельзя заправляться, когда бензовоз сливает топливо?
Время от времени на автозаправочных станциях можно увидеть припаркованные бензовозы, которые стоят в глубине площадки, рядом с закопанными резервуарами. В это время персонал станции готовится к приемке топлива и перекрывает доступ на территорию. Правда, на некоторых АЗС колонки продолжают работать, но лишь те, что не подсоединены к резервуарам, куда попадает свежий бензин. На остальных висят таблички с надписью: «Извините, идет слив топлива». Рассказываем, в чем причина.
Не хватает персонала
Прием бензовозов проводится по строгому регламенту, который подразумевает целый ряд выдерживаемых процедур. Так, автоцистерну нужно заземлить, поставить под колеса противооткатные башмаки, проверить наличие пломб, подготовить к использованию необходимое оборудование. Прежде чем топливо будет слито в подземный резервуар, оператор проводит отбор пробы, ее осмотр на содержание механических примесей и воды. Естественно, для этого требуется время и внимание специалистов. Работник берет специальное измерительное оборудование, проверяет наличие воды внутри резервуаров с помощью длинного измерителя с химическими метками. А так как в вечерние и утренние смены персонала на АЗС недостаточно, то они просто выключают кассы и начинают процедуру фиксации остатка топлива и регистрации нового поступления.
Только после целого ряда манипуляций начинается слив топлива из бензовоза, который также занимает достаточно продолжительное время, особенно если топливо сливается из нескольких отсеков цистерны или в несколько резервуаров АЗС.
Между тем, не на всех АЗС они находятся в идеальном состоянии.
Откуда берется грязь в бензине?
Подземные емкости для хранения топлива сделаны из металла, который имеет свойство ржаветь, в результате чего защитное покрытие отслаивается, постепенно отпадает и скапливается на дне емкости. Кроме того, современный качественный бензин тоже оставляет после себя мутный хлопьевидный осадок. Во время хранения при резких перепадах температур из бензина выделяются химические присадки, которые служат для повышения октанового числа и для придания топливу очищающих свойств. Чем дольше хранится топливо, тем больше накапливается старых химических добавок на дне резервуара.
При сливе из цистерны бензин «падает» в резервуар под огромным напором, поднимает мусор и осадок со дна и смешивает со свежим горючим. На то, чтобы осесть, ему нужно несколько часов. Если включить насос немедленно, то мутная взвесь проходит через трубопроводы и попадает в разливную колонку.
Естественно, если заправляться сразу после бензовоза, насос накачает в бензобак не только чистый бензин, но и всю ту грязь, что поднялась со дна подземного резервуара. Поэтому эксперты и советуют подождать час-другой после слива бензина из автовоза.
Что будет, если залить грязное топливо?
Если грязехимическая взвесь попадает в бак автомобиля, то после такой поспешной заправки она направляется в топливную систему через фильтры. Крупные фракции оседают на сетке топливного насоса и часто засоряют его, вызывая перегрев и аварийный сброс давления. Из-за резкого снижения пропускной способности фильтра топливо не справляется с охлаждением насоса, и у насоса срабатывает предохранительный клапан для стравливания давления (он же — обратный клапан). В итоге мотор может неожиданно заглохнуть и потерять тягу, в особенности при резких ускорениях. Водитель ощущает рывок с одновременным снижением динамики. Это чревато детонацией, прогоранием поршней, клапанов и прочими техническими проблемами.
При первых признаках засорения системы потребуется проверить фильтры, а также снять и проверить насос.
В целом, чистка резервуаров на АЗС должна производиться ежегодно. Для этого выкачивается все топливо, емкости прочищаются, измеряются. По итогам работ на каждый резервуар составляются документы, которые также находятся на заправке. Все это прописано в регламенте, который сотрудники АЗС должны выполнять. Однако не всегда это делается качественно и в срок, в особенности на АЗС, которые не принадлежат крупным сетям и живут по собственным внутренним регламентам.