Как показали опросы холдинга Ромир, почти каждый второй респондент предпочёл бы именно такую форму возмещения.
По схеме КАСКО
И действительно, у перехода на натуральную форму возмещения плюсов предостаточно. Ведь если выплата идёт деньгами, страховщик - теоретически - может занизить выплату, затягивать с ней. А после того как вы получили на руки причитающееся, нужно искать сервис, самому договариваться о стоимости ремонта и т. д. Автоледи и вовсе жалуются на дискриминацию со стороны ремонтников, на то, что их часто пытаются обмануть, вписать работы, которые и вовсе были не нужны...
При переходе же на «натуру» ответственность за надлежащий уровень работ - совместно со СТОА - будет нести страховщик. В случае если недостатки обнаружатся уже после проведённого ремонта, страховая компания будет обязана организовать их устранение в кратчайшие сроки.
Такая схема давно и успешно используется в КАСКО. При этом нареканий от автовладельцев по качеству и срокам ремонта, проведённого по этому виду страхования, практически не бывает.
Другая сторона, выступающая за переход на натуральное возмещение, - это станции техобслуживания. Прирост потока клиентов на СТОА, сотрудничающих со страховщиками, будет означать расширение бизнеса, открытие новых филиалов, а это новые рабочие места.
Мошенникам - по рукам
Есть ещё один огромный плюс выплаты компенсации «натурой». В ОСАГО много мошенников, которые сегодня разными способами обогащаются за счёт того, что выплаты по автогражданке сейчас, как правило, денежные. Эксперты уже подсчитали: за 2015 год порядка 25 млрд рублей осели в карманах «автоюристов»; за 2016 год эта цифра составила 40 млрд. Причём, конечно, это деньги не страховых компаний, а наши с вами!
Последствия этого уже ощутили многие автовладельцы. Рынок ОСАГО, становясь нерентабельным, тонет: в конце прошлого года в некоторых регионах уже было сложно или даже невозможно купить полис…
Чтобы лишить мошенников возможности богатеть за счёт автовладельцев и перейти на натуральное возмещение, специалисты Минфина и Центробанка более полугода работали над соответствующими поправками к закону об ОСАГО. Страховщики тоже сделали шаг вперёд: согласились не учитывать износ при направлении машины на СТОА. То есть водителю уже не надо будет доплачивать из своего кармана. По оценкам специалистов, это на 25% повысит издержки страховщиков. Эта дополнительная выплата будет обеспечена за счёт возврата в систему ОСАГО средств, утекавших к «автоюристам». Теперь они будут лишены прямого доступа к денежной компенсации. И, соответственно, острая необходимость повышения тарифов отпадает - разве это не социальное благо?
Депутаты Госдумы планируют в ближайшее время принять поправки к закону об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения по ОСАГО над денежной выплатой. Об этом накануне сообщил глава Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Однако говорить о том, что проблема решена, ещё рано. Так, по опыту «круглого стола» в Госдуме, который проходил недавно, можно прогнозировать: часть депутатов будут продолжать вставлять этой реформе палки в колёса. «Они предлагают сохранить лазейки для незаконного обогащения и деятельности «чёрных автоюристов», - убеждён редактор отдела журнала «За рулём» Сергей Смирнов.
Почему же некоторые «слуги народа» не защищают этот самый народ, а помогают мошенникам и какой их интерес в этом - вот вопрос… И чьи интересы им всё же важнее - автовладельцев или жуликов, - мы сможем узнать в самое ближайшее время.