Зыбкая почва
В законе есть три пункта, важных для автолюбителей. Первый мы уже упомянули: ремонт, а не выплата. Во-вторых, документ убирает то, что портило впечатление от ремонта машины по ОСАГО, - износ деталей. Теперь его не учитывают. Да, такое положение увеличит расходы страховых компаний на 20-25%, но, если это поможет избавить рынок от мошенников-«автоюристов», это всё равно огромный плюс для отрасли. Ситуаций, с которыми многие сталкивались в прошлом (на СТОА чинили автомобиль «по страховке», а потом требовали доплатить за новые детали), больше не будет.
В-третьих, теперь за ремонт и его качество отвечает не СТОА, а сама страховая компания. Теперь она напрямую рассчитывается за ремонт с автосервисами, которые перед этим тщательным образом выбирает, а их список затем вывешивает на своём сайте. В такой схеме в руки хозяина авто деньги вообще не попадают. Поэтому, если есть вопросы по ремонту, адресуйте их страховщику, он разберётся.
На «натуральный» ремонт установлена и гарантия - полгода, а на кузовные работы и лакокрасочные материалы она вдвое дольше - 12 месяцев. Увы, и здесь есть лазейка для мошенников. Поскольку за этот аспект отвечает страховщик, всего пара жалоб на качество ремонта по ОСАГО в ЦБ - и его могут лишить права на восстановительный ремонт на срок до одного года. Ущерб вновь будет выплачиваться в денежной форме. С одной стороны, это защита прав потребителя. С другой - широкое поле для шантажа. Получается, что новый закон стоит на зыбкой почве?
На холодную голову
Несложно понять, что все пункты нового закона ориентированы на конечного потребителя, сами же страховые компании выигрывают не так много. Скорее для них новый закон обернётся новыми хлопотами. Однако только он может изменить патовую ситуацию, сложившуюся на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. Речь о том, что «криминальные» «автоюристы» вогнали отрасль в серьёзные убытки. Это заставило страховые компании уходить из регионов, где особо сильно лютуют такие мошенники. Полисы ОСАГО стали там страшным дефицитом. Одни страховщики были вынуждены закрыть офисы продаж, другие говорили, что у них нет бланков, или предлагали купить дополнительную страховку.
«Электронный» полис, безусловно, очень помог. Но криминальные умы тут же начали ставить новые ловушки: появилось немало сайтов-клонов страховых компаний и «универсальных» сайтов, которые предлагали полисы от любых страховщиков с большими скидками (которые в ОСАГО невозможны из-за установленного тарифного коридора).
Что делать потребителю? Проявить бдительность и перед покупкой проверить адрес сайта страховой компании на странице Российского союза автостраховщиков.
И не забывайте: продажа е-ОСАГО через посредников запрещена новым законом!
А он пока распространяется только на тех, кто приобрёл полис ОСАГО после 28 апреля. Владельцев «старых» полисов (и страховые компании, соответственно) «автоюристы» могут продолжать «дурить» ещё в течение года, вынуждая отрасль снова нести большие убытки. Но одни автомобилисты получат отремонтированный автомобиль без всяких доплат, а другим придётся жить по старым правилам, оплачивая амортизацию. И это тоже обидно.