Госдума приняла закон, отменивший с 30 декабря 2021 года обязательное ТО для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Однако это не значит, что техосмотр проходить уже никому не нужно. Для некоторых владельцев транспортных средств процедура государственного контроля технического состояния осталась обязательной. Для них сейчас готовятся упрощенные правила проверки и новые тарифы. По даным «Коммерсанта», их разработкой занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а полномочия по проверке операторов ТО, возможно, будут переданы из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Федеральную службу по аккредитации, которая будет бороться за дальнейшую цифровизацию услуги. Как же будет работать процедура техосмотра?
Кто по-прежнему должен проходить техосмотр?
После реформирования системы технического осмотра у ГИБДД осталась обязанность проверять диагностическую карту при перерегистрации транспортного средства старше четырех лет на нового собственника. Кроме того, техосмотр остался обязательным для автомобилей такси и иного транспорта, предназначенного для коммерческих перевозок пассажиров и багажа, а также служебного транспорта. Диагностическую карту потребуется оформить и при изменении конструкции автомобиля, а также при замене основных пронумерованных агрегатов.
Если автомобиль попадется на дороге спустя трое суток с теми же неисправностями, то сотрудники ГИБДД будут вправе отозвать свидетельство о регистрации машины.
Помимо этого, с 1 марта для нарушителей требований проведения государственного техосмотра вводится штраф в 2 тыс. руб. за езду без диагностической карты.
Цифровое ТО
Процедура проведения ТО в скором времени может упроститься. Министерство транспорта готовит проект очередных поправок к закону, которые облегчат работу аккредитованных пунктов инструментального контроля. По данным «Коммерсанта», из перечня обязательных процедур уберут проверки потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В Минтрансе их считают избыточными. Однако процедура не перестанет быть подробной и тщательной. Называется около 80 пунктов, которыми должны руководствоваться мастера аккредитованных мастерских при оценке технического состояния автомобилей. К примеру, запрещается эксплуатация машины при отсутствии противосолнечных козырьков, если они предусмотрены конструкцией транспортного средства.
Ведомство также должно будет пересмотреть и требования к операторам ТО. Оформление диагностических карт должно производиться непосредственно в информационной системе ЕАИСТО. Благодаря применению «цифровых решений» контроль за ТО будет «прозрачным и понятным», подчеркивают в Росаккредитации, а также позволит ввести «дополнительные удобные сервисы для бизнеса».
Если мастера пунктов ТО халатно относятся к делу и не проводят процедуру должным образом, то, в соответствии с поправками к закону о техосмотре, которые вступят в силу с 1 марта, у ГИБДД появится право аннулировать выданные диагностические карты. Вместе с ними перестанет действовать и страховка ОСАГО.
Центральной частью реформы станет передача полномочий по аккредитации операторов ТО из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию, что должно сказаться на тарифах на услугу. До 1 апреля Минэкономики, Минтранс и другие ведомства планируют предоставить в правительство пакет поправок к законодательству. После рассмотрения и утверждения поправки могут вступить в силу до сентября 2023 года.