Банк России не поддерживает идею перехода на использование бывших в употреблении запчастей для ремонта автотранспорта по ОСАГО. Специалисты регулирующего органа посчитали, что это угрожает безопасности на дорогах. Между тем, подобная практика уже давно применяется на вторичном рынке. Какие у нее достоинства и недостатки?
Почему не разрешают б/у запчасти?
Как сообщает пресс-служба Банка России, «предложения разрешить ремонт бывшими в употреблении запчастями действительно есть, но реализовать их можно только через изменения закона. Банк России категорически не поддерживает такие изменения». Как передает «Интерфакс», позиция ЦБ основана на том, что «действенных критериев качества бывших в употреблении запчастей нет, и фактически по каждой детали потребуется проведение экспертизы, чтобы обезопасить автомобиль во время эксплуатации. В этих условиях ремонт с использованием ненадежной детали может привести к трагедии на дороге, причем не только с отремонтированном автомобилем, но и с другими участниками дорожного движения».
Дело в том, что с введением санкций начался дефицит запчастей на рынке, из-за чего цены на ремонт выросли почти вдвое. В этих условиях механизм функционирования ОСАГО начинает давать сбои. На основании пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, и расходов на оплату работ определяется в соответствии с «Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Этот документ утвержден Положением Центрального Банка Российской Федерации № 755-П и продолжает действовать. Страховщики и руководство ремонтных мастерских не может переписывать эти расценки в одностороннем порядке. Поэтому приходится искать выходы, чтобы не оставить людей без ремонта.
Закон по ОСАГО не предусматривает использование старых запчастей. Для реализации такого предложения потребовалось бы проводить изменение в действующее законодательство, разрабатывать критерии оценки и сертификации подобных деталей.
Что можно заменить на подержанные запчасти?
Между тем, механизм ремонта старыми запчастями уже давно действует в России, и при существующей международной обстановке он будет только развиваться. «В государстве огромное количество старых машин, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Автомобильный парк у нас в стране имеет средний возраст 14 лет. Кроме того, в стране зарегистрировано около 7 млн праворульных японских автомобилей, которые были ввезены с Дальнего Востока серыми дилерами и в принципе не имеют возможности ремонтироваться официально. Их владельцы часто покупают бывшие в употреблении запчасти.
Чаще всего пользуются деталями, которые со временем не подвержены сильному износу. Это бамперы, элементы кузова, двери, фары, пластиковые накладки, капоты, стекла, кресла и т. д. Что касается элементов подвески, двигателя и трансмиссии, то здесь необходимо действовать осторожно. Они могут иметь скрытые повреждения, которые оборачиваются поломками.
«Ремонт б/у деталями — абсолютно нормальное явление, — рассказывает инженер и капитан раллийной команды „ГазРейдСпорт“ Вячеслав Субботин. — Правда, это касается только определенного ряда деталей. Старые кузовные детали, если они не помяты и не гнилые, намного лучше китайских аналогов. Фары и фонари не изнашиваются и будут светить очень долго, рычаги будут стоять. Поэтому многие автомобилисты вместо ремонта забирают деньги и ищут запчасти сами.
Нельзя ставить детали, подверженные износу. Это колодки и тормозные диски, амортизаторы, сайлентблоки и прочие подобные запчасти».
Как забрать деньги на ремонт?
Чтобы не допускать сильного роста цен, Центробанк принял решение компенсировать дефицит за счет неоригинальной продукции и разрешил мастерским при ремонте в рамках ОСАГО пользоваться новыми неоригинальными деталями, которые изготавливаются сейчас в основном в Китае. Это решение относится к автомобилям, которые изготовлены брендами из недружественных стран. Список этих стран определен Указом президента от 5 марта 2022 года «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». При этом цена ремонта рассчитывается уже без учета стоимости оригинальных деталей из Европы и Японии.
Между тем, возможность пользоваться б/у запчастями у автомобилистов остается. Закон предполагает замену ремонта по ОСАГО выплатой деньгами, если сумма ущерба составляет более 400 тысяч рублей или характеристики станции технического обслуживания не соответствуют утвержденному регламенту производителя. А так как ремонт неоригинальными запчастями не может входить в перечень рекомендованных производителем процедур, то у автовладельца остается возможность самому принимать решение, забрать у страховщиков деньги и найти качественную б/у деталь или соглашаться на ремонт неоригинальными деталями.