Обязан ли водитель проводить осмотр машины перед выездом?
Эксплуатация транспортных средств при наличии серьезных повреждений запрещена. Однако водители нередко выезжают на таких машинах на дороги и оказываются неприятно удивлены ожидающими их последствиями.
Иногда сотрудники ГИБДД останавливают автомобили на трассе и просят водителя осмотреть техническое состояние прямо в их присутствии. Оказывается, что разбита фара или перегорела лампа «поворотника». Еще хуже, когда вдруг оказывается поцарапан бампер или помято крыло. В этом случае водитель всматривается в повреждение и не понимает, кто и когда смог его нанести. Инспекторы обычно напоминают об обязанности осматривать транспортное средство перед выездом на дорогу и о наказании за оставление места ДТП. А оно, к слову, суровое и предполагает лишение прав по статье 12.27 КоАП РФ. Водитель обычно оправдывается, что повреждения не увидел, потому как они находятся с другого бока от водительской двери и заглянуть туда не было времени. Однако это не аргумент.
Обязан осмотреть
В соответствии с пунктом 2.3. Правил дорожного движения (ПДД), водитель транспортного средства обязан «перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства». Этот осмотр должен выявить возможные повреждения, полученные во время стоянки. Может произойти ДТП, после которого виновник происшествия скрылся с места аварии, или банально прохудилась система смазки двигателя, и под картером образовалась лужа масла. Кроме того, могут протечь трубки системы охлаждения, что чревато серьезными проблемами с мотором.
В соответствии с пунктом 2.3 ПДД, «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Естественно, что все эти повреждения вовремя заметить трудно. Но существуют методики осмотра, использующиеся профессиональными шоферами в автопарках и на общественном транспорте, которые можно применять и для легковых автомобилей.
Порядок осмотра
1. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть кузов на предмет внешних повреждений.
2. Если все в порядке, заглядываем под днище и смотрим, нет ли подтеков масла или иных жидкостей на асфальте.
3. Заводим мотор и изучаем показания приборов и сигнальных ламп. Прислушиваемся к мотору. Во время холодного пуска слышны шумы в подшипниках ГРМ и в приводе генератора.
4. Выходим из машины и начинаем осмотр по часовой стрелке. Открываем капот и проверяем уровень масла в картере двигателя.
5. Проверяем уровень тормозной жидкости в прозрачном бачке тормозной системы.
6. Осматриваем резервуар охлаждающей жидкости и при необходимости пополняем его до нанесенной отметки «Min».
7. Закрываем капот и осматриваем щетки стеклоочистителей.
8. Визуально проверяем работу фар и задних фонарей.
9. Сделав круг вокруг машины, садимся на место водителя и включаем щетки, чтобы убедиться в их работоспособности.
10. Оцениваем работу стояночного тормоза. Количество щелчков до полной затяжки не должно быть больше пяти.
11. Перед стартом обязательно надо оценить работоспособность рулевого управления и тормозов. Для этого необходимо несколько раз покачать руль и нажать на педаль тормоза. Если рейка работает без нареканий, усилитель в порядке, а педаль твердая, то можно начинать движение. При мягкой и проваливающейся педали ехать запрещено. Это значит, что герметичность тормозной системы нарушена.
500 рублей или штрафстоянка
Если водитель проигнорировал разбитые фары или плохо работающую тормозную систему, то ему грозит штраф.
В соответствии со пунктом 1 статьи 12.5. КоАП РФ, «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Правила требуют, чтобы «при возникновении в пути неисправностей водитель устранил их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Однако это не относится к повреждениям тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства в составе автопоезда. В этом случае надо вызывать эвакуатор. Иначе автомобиль может быть задержан и отправлен на штрафстоянку.