Может ли бензин испортиться в бензобаке?
Автомобилисты при постановке автомобиля на зимнее хранение обычно заливают полный бак бензина. Машина стоит без движения несколько месяцев, пока не сойдет снег. Чтобы вновь запустить ее, потребуется сменить масло, слежавшиеся фильтры и зарядить аккумулятор. Но как быть с тем бензином, что несколько месяцев простоял вместе с машиной под снегом? Можно ли на нем ездить?
Любой продукт имеет свой срок службы, в особенности высокооктановый бензин, предназначенный для моторов с высокой степенью сжатия. Он имеет массу присадок, которые отвечают за детонационную стойкость, испаряемость, моющие способности и окисляемость. Комбинация этих свойств обеспечивает заявленные рабочие характеристики топлива. Однако со временем взвесь присадок в топливе нарушается.
Какой срок хранения бензина?
В соответствии с пунктом 9.2 ГОСТ Р 51105-97, гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок с высоким содержанием химических добавок составляет 1 год со дня изготовления бензина. При этом приведенные сроки хранения справедливы только для промышленных герметичных резервуаров. При нахождении топлива под открытым небом, в контакте с воздухом сроки его службы существенно сокращаются. Индукционный период современных сортов бензинов, характеризующий стойкость бензина к окислению, на открытом воздухе составляет менее 500 минут. Естественно, металлические канистры, бочки и бензобак препятствуют поступлению кислорода, но они не могут обеспечить такие же идеальные условия хранения, как специализированные подземные резервуары. Топливный бак машины через адсорбер выравнивает давление с атмосферой и сбрасывает излишки паров. Поэтому срок хранения в канистрах и в баке сокращается почти в два раза. Считается, что через шесть месяцев бензин уже непригоден к эксплуатации.
Что происходит с топливом при долгом простое?
С течением времени бензин подвержен испарению, окислению и распаду химических компонентов, которые через несколько месяцев простоя выпадают в виде осадка. Под воздействием перепадов температур летучие фракции, используемые для повышения октанового числа, постепенно улетучиваются. После полугода пребывания в баке детонационная стойкость топлива снижается. Возникает риск появления эффекта детонаций, то есть преждевременного подрыва смеси бензина до того момента, как поршень пройдет верхнюю мертвую точку. Чаще всего это происходит на высоких оборотах и при движении под сильной нагрузкой.
Кроме того, окисление бензина при взаимодействии с кислородом приводит к неправильному процессу его сгорания в моторе, что чревато отложением сажи и вредных для мотора смол. Моющие присадки в топливо тоже имеют свой срок службы и постепенно разрушаются в результате химических реакций в бензине. Выпадает осадок, который засоряет топливный фильтр.
Поэтому современный бензин долго хранить не получается ни в домашних условиях, ни в резервуарах нефтезаводов. Если автомобиль заправлялся более чем полгода назад, то автомобилисту стоит задуматься над тем, как слить большую его часть и залить новое топливо. Если же машина простояла без движения только три зимних месяца, то ездить на старом топливе можно, правда, без экстремальных нагрузок.