Примерное время чтения: 9 минут
11119

Электрическое будущее. Как обслуживать гибридный кроссовер?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Состоянье у тебя историческое 30/08/2023
Ирина Амэ / АиФ

Изучаем технические изыски современного гибридного автомобиля и оцениваем тонкости его эксплуатации.

Количество электрифицированного транспорта увеличивается год от года. Если в России в 2021 г. было продано 2724 автомобиля с гибридной силовой установкой, то в 2023 г. прогнозируется уже 3,8 тыс., а в 2024-м – около 6 тыс. штук. По всему миру парк гибридов и электромобилей превысил 26 млн. Каки­е преимущества даёт гибридный автомобиль и как его правильно обслуживать?

Чудеса экономии

Гибридные автомобили подкупают своей экономичностью. При полностью заряженных батареях расход бензина сокращается до 2–3 л в городе, а в пробках или в жилых зонах машина может передвигаться на электротяге без потребления топлива. Запаса хода на элект­ричестве хватает примерно на 50–60 км. А заряжать современный гибрид можно даже от электросети. Однако гибридный привод – это сложная штука и требует особого подхода при обслуживании. Ему нужны свои расходники, технические жидкости, особые моторные и трансмиссионные масла. При этом проводить работы могут только квалифицированные мастера, знакомые со спецификой этой техники.

Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Конструкция гибридного привода

Гибридные приводы различных автомобилей обычно совмещают два двигателя. К примеру, в классическом Toyota Prius основную работу выполняет бензиновый атмосферный мотор, а на подхвате у него электрический, который восполняет недостаток момента на низких оборотах и позволяет экономить топливо при старте. Эта схема имеет название HEV (Hybrid Electric Vehicle) и применялась в нулевые годы. Однако в последнее время появляются более совершенные гибридные системы с функцией подзарядки PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), как на Chery Tiggo 8 Pro e+. В основе таких установок турбированные малолитражные агрегаты с двумя электро­моторами, которые включаются при определённых условиях движения.

У некоторых моделей гибридный привод имеет ещё один независимый электромотор в корме, чтобы приводить в действие заднюю ось. Техника эта надёжна и при грамотной эксплуатации служит свыше 400 тыс. км.

Между тем все гибриды имею­т схожие проблемы, вращаю­щиеся вокруг главной батареи, ресурс которой при неправильной эксплуатации в два раза меньше, чем у электромоторов.

Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Отвод тепла

Управляет гибридной системой инвертор, который получает команды от основного компьютера и синхронизирует работу двигателей. Этот агрегат, как и сами батареи, сильно греется и нуждается в дополнительном отводе тепла. Поэтому система охлаждения у гибридов более сложная, чем у обычных машин, а значит, там есть патрубки под днищем, более мощный насос и дополнительные радиаторы.

Некоторые японские модели имеют даже систему кондицио­нирования аккумуляторов и блоков управляющей элект­роники.

Кроме того, зимой батареи необходимо подогревать, иначе при низких температурах они перестанут выдавать необходимый ток. Тем самым в гибриды ставят ещё и электрические фены или предпусковые подогреватели, которые тоже нуждаются в уходе.

В общем, система охлаждения гибридного привода требует постоянного внимания и эффективных антифризов, способных работать при повышенных тепловых нагрузках и высоком давлении. В отличие от обычных машин, где охлаждающая жидкость рассчитана на десяток лет, в гибридном автомобиле не будет лишним менять антифриз через каждые три-четыре года.

Кроме того, важно тщательно следить за радиаторами. Их необходимо чистить хотя бы с периодичностью раз за три года.

Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ смазочные материалы»

Антикор для днища

Конструкция гибридного привода предусматривает размещение силовых кабелей на днище автомобиля. Они тоже требуют внимания. Производитель предусмотрел защиту днища от попадания влаги, но снег и лёд зимой могут нанести мелкие повреждения креплениям и хомутам, которые не будет лишним обработать антикоррозионными составами. Покрыть защитой можно и контакты на батарее. Чем лучше защищена электрика, тем надёжнее будет служить гибрид.

Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Моторное и трансмиссионное масла

Турбированный мотор в основе гибридной установки работает по своим сложным алгоритмам, включается и выключается десятки раз по ходу поездки. В отличие от обычных машин, он рассчитан для работы при невысоких рабочих температурах, редко когда нагревается свыше 75 градусов, а значит, требует особого масла. Чаще всего применяют маловязкие сорта, которые снижают сопротивление в двигателе и обеспечивают хорошую прокачиваемость.

Здесь надо быть внимательным и пользоваться рекомендованными маслами для гибридных установок.

Как масло защищает гибридный двигатель?

Чтобы разобраться, есть ли разница в применяемых смазочных материалах, мы решили обратиться к одному из ведущих игроков на рынке смазочных материалов России – разработчику и производителю смазочных материалов «ЛУКОЙ­Л».

Эксперты «ЛУКОЙЛ» отметили, что при разработке смазочных материалов обязательно учитывается тип автомобиля, так как от этого зависят физико-химические свойства и в итоге эксплуатационные свойства масла.

Основное отличие заключается в режиме работы гибридных версий (HEV) от автомобиля с ДВС или от электрокара. Одной из уникальных особенностей HEV является то, что он может отключать двигатель внутреннего сгорания при дос­тижении оптимальных условий для работы только от электродвигателя. ДВС в гибридных автомобилях работают при более низких температурах в связи с частыми запусками и остановками двигателя.

Недостаточный прогрев ДВС и соответственно моторного масла приводит к образованию эмульсий и повышенному содержанию топлива в масле. Таким образом, моторное масло должно обеспечивать образование стабильных эмульсий с водой и топливом, а также предотвращать коррозию металлических частей двигателя. Кроме того, моторное масло должно обладать улучшенными низкотемпературными свой­ствами для снижения износа при частых «холодных» запусках. Вне зависимости от типа гибрида моторное масло должно обеспечивать экономию топлива, а также обладать дос­таточными антиокислительными свойствами.

Два электромотора

Инновационная трансмиссия имеет сразу два электромотора в корпусе роботизированной коробки. Они являются частью конструкции коробки и задают свои правила при её эксплуатации. Частые включения электромоторов вызывают повышенный тепловой режим, который требует использования только специализированных масел. Обычную трансмиссионку туда заливать нельзя. Электромоторы нуждаются в специальной рабочей жидкости, способной эффективно снимать перегрев и обеспечивающей защиту трущихся деталей при высокой температуре.

Причём периодичность смены масла не превышает 40–50 тыс. км пробега.

На обычных машинах трансмиссионное масло меняется через каждые 60–80 тыс. км пробега.

Достоинства и недостатки

«В целом при грамотной эксплуатации гибридная машина может подарить массу приятных впечатлений, и на первом этапе обслуживать её несложно. Однако есть и свои особенности, – рассказывает мастер Артём. – Надо помнить, что главная батарея имеет ограниченный ресурс. А значит, нужно сделать всё, чтобы продлить срок её службы.

При минусовых температурах зарядка от электросети не рекомендуется. Необходимо сначала прогреть батарею до рабочих температур. Именно поэтому гибрид в наших условиях гораздо функциональнее электрокара. Бензиновый мотор позволяет заводить машину даже в самый сильный мороз. Ну а электрическая часть гибрида подключится после прогрева.

Гибрид лучше не бросать надолго без движения. При большом простое батарея полностью разряжается, что не идёт ей на пользу. Чем больше используется автомобиль, тем лучше для его силовой установки.

Чаще меняйте масло и другие технические жидкости».

Фото: АиФ/ Ирина Амэ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах