Что за новый вариант компенсации по ОСАГО хотят ввести?
Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает ввести новый вариант возмещения по ОСАГО. Благодаря этому система компенсации станет трехуровневой. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев во время круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам и перспективам обязательного страхования, пишут «Известия».
Какие сейчас есть варианты возмещения по ОСАГО?
Уфимцев напомнил, что действующий закон предусматривает двухуровневую конструкцию: страховая компания направляет пострадавшее транспортное средство на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО), с которой у нее заключен договор, а при отсутствии такой станции выплачивает возмещение деньгами.
Поправки 2017 году установили приоритет натурального возмещения по ОСАГО (т. е. направление на ремонт) перед денежной выплатой. Также были определены требования к СТО, на которые страховщик может направлять поврежденные транспортные средства, и к ремонту:
- СТО должны быть включены в реестр страховщика;
- автосервис должен находиться не дальше 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего. В исключительных случаях страховщик может организовать и оплатить транспортировку автомобиля до места ремонта;
- запрещено использовать бывшие в употреблении или восстановленные детали;
- в отличие от денежного возмещения, выплату в этом случае рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.
Какой третий вариант возмещения по ОСАГО может появиться?
В РСА предлагают дать возможность автомобилистам самостоятельно искать сервис для ремонта автомобиля после ДТП. Предполагается, что страховые компании смогут таким образом выйти из ситуации, когда у них нет отвечающей требованиям СТО или все станции отказываются заключать договор. В этом случае потерпевший сможет предложить страховщику свой сервис.
На каких условиях можно будет отремонтировать автомобиль в своем сервисе?
Как сообщили в пресс-службе РСА, условия будут следующими:
- СТО должна подтвердить согласие на ремонт в рамках Единой методики восстановительного ремонта и ценовым справочникам к ней;
- Страховая компания гарантирует оплату счета техцентру в размере, определенном по Единой методике;
- Ремонт оплачивается без учета износа деталей и запчастей.
Источники «Известий» в автосфере предполагают, что отличие новой схемы от действующего варианта с направлением на ремонт заключается в том, что страховая компания не будет нести ответственность ни за качество ремонта, ни за его сроки. В случае каких-то вопросов или споров владелец авто не сможет предъявить страховщику претензию, так как сам договаривался с автосервисом о ремонте.
Но при этом у автомобилистов появляется возможность выбрать СТО самостоятельно. Он сможет починить машину в автосервисе, которому доверяет, или в котором, возможно, работают его друзья или знакомые. Но, как отвечают эксперты, остается неясным, кто будет платить за перевозку машины в СТО, если найденный владельцем автосервис находится дальше 50 км.
Зачем хотят ввести новый вариант возмещения по ОСАГО?
В последние годы объем ремонта по ОСАГО сильно снизился. По статистике РСА, за девять месяцев 2023 года доля такого вида возмещения составила всего 6%. Страховщики вынуждены отказываться от выплат в натуральной форме в пользу денежных из-за жестких сроков ремонта, а также в связи с увеличением сроков поставок запчастей из-за действующих санкций.
Евгений Уфимцев надеется, что возможность проведения работ по страховке в знакомом автосервисе позволит увеличить объемы ремонта по ОСАГО.
Когда могут ввести нововведение?
По информации пресс-службы РСА, трехуровневая система компенсации по ОСАГО находится на стадии идеи. Ее введение планируют обсуждать на площадках Центробанка, Минфина и Госдумы. При наличии поддержки будут разработаны поправки в законодательство.
Источник: