Чем опасно потепление для зимних шин?
В межсезонье погода крайне непредсказуема и для многих автомобилистов начинаются проблемы выбора. Подождать ли до настоящих снегопадов или все же переобуться заранее, как того требуют технические стандарты? Но вдруг вновь наступит неожиданная оттепель, и тогда шиповки и липучки начнут проигрывать по своим функциональным свойствам летней резине. Как же быть?
В соответствии с техническим регламентном смена летних колес на зимние производится после перехода средней температуры воздуха ниже 7 градусов. Если днем около десяти, а ночью немного ниже нуля, то стандарты предписывают ездить на зимних колесах, ведь средняя температура составляет в этом случае примерно 5 градусов. Но как поведет себя автомобиль?
Тормозной путь меньше
Как правило, каждый производитель выпускает две разные модели зимних покрышек. Первые предназначены для неснежной зимы, а другие для заполярных районов северных стран. Естественно, первые тормозят на асфальте заметно лучше мягких «полярных» колес. Но они же значительно проигрывают по управляемости в снегопады и беспомощны в гололед.
Что ж касается шиповок, то они все идут, как шины для экстремальных условий эксплуатации и разрабатываются для температурных режимов много ниже нуля.
Тесты шин, проводимые при 3-7 градусах тепла на сухом асфальте, показывают, что любая зимняя резина во время оттепели значительно проигрывает по тормозному пути летним покрышкам. Самый большой тормозной путь у шиповок, которые из-за торчащих зубьев плохо цепляются за асфальт и проскальзывают. Тем самым машина с 60 км/ ч останавливается примерно на два с половиной корпуса дальше.
Липучки для снега тормозят немного лучше, но тоже проигрывают летним колесам полтора-два корпуса. К тому же с ростом температуры до 11 градусов тепла тормозной путь зимних шин увеличивается на полметра, снижается их стойкость, резина размягчается и начинается повышенный износ протектора.
Осенняя жара до 11 градусов и перегретый на солнце асфальт могут привести к выпадению шипов и снижению долговечности шины. Мягкая резина оставляет даже черные следы на асфальте. Но такие оттепели, как правило не длятся дольше недели и негативный эффект от них не очень заметен. Если ездить в спокойном режиме без резких замедлений и ускорений, то можно без последствий пережить оттепель и сохранить шипы в целости.
Летняя резина непредсказуема
Кроме того, несмотря на проигрыш в тормозном пути, зимние шины обладают существенным достоинством. Они намного лучше выдерживают локальные понижения температур. К примеру, осенью оттепели бывают только днем. По ночам температура вновь опускается до нуля и больше. И если продолжать кататься на летних покрышках до декабря, то велик шанс попасть на них в неприятную ситуацию вечером или ночью, или ранним утром при поездках на работу.
Даже чистый асфальт на морозе ниже —5 градусов способен «потеть». При торможении под протектором в пятне контакта мгновенно образуется тонкий иней. Из-за разницы температур нагретых от трения покрышек и ледяной земли из воздуха выпадает влага и замерзает тонким слоем, который тут же превращается в ледяную корку. Задубевшие летние шины могут легко поскользнуться на нем и тормозной путь вырастет. Тогда автомобиль укатится гораздо дальше и велик шанс неожиданного ДТП.
Что же касается зимних покрышек, то их тормозной путь почти не зависит от температуры и даже сокращается на полметра при резком падении температуры. Они легко справляются с инеем и не боятся укатанного снега.
Поэтому небольшой проигрыш в тормозном пути на зимних шинах легко компенсируется аккуратным вождением во время оттепели. Если днем тормозить немного заранее, без резких ударов по педали, то поведение автомобиля останется предсказуемым и понятным. Что же касается летних покрышек, то около нуля градусов они могут преподнести неприятный сюрприз.
В общем, лучше не тянуть со сменой резины и не бояться оттепелей. Небольшой негативный эффект повышенного износа зимней резины с лихвой компенсируется их надежной работой в широком диапазоне температур.
Мягкость не порок. Почему нельзя раньше времени снимать зимнюю резину?
Нужно ли уже менять летние покрышки на зимние?
Можно ли ездить на шиповках при 15 градусах тепла?
Солнце убивает резину. Как нельзя хранить покрышки в жару?
Можно ли в бескамерную покрышку ставить камеру?